Исходя из положений п. 5 статьи 101.2 Налогового кодекса РФ обязательный досудебный порядок обжалования в вышестоящем налоговом органе установлен только для решений о привлечении (либо об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, т.е. решений, вынесенных по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, в порядке ст. 101 Налогового кодекса РФ.
Но это не означает, что все остальные акты налоговых органов также не могут быть обжалованы в вышестоящем налоговом органе.
Согласно статье 137 Налогового кодекса РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Порядок, сроки рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом и принятие решения по ней определяются в порядке, предусмотренном в ст. ст. 139 - 141 НК РФ.
По правилам ст. ст. 139 - 141 НК РФ, кроме решений о привлечении (либо об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, по которым установлен обязательный досудебный порядок, в вышестоящем налоговом органе также обжалуются:
- действия или бездействие налоговых органов;
- решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятые в соответствии со ст. 101.4. Налогового кодекса РФ;
- решения об отказе в зачете или возврате налога;
- требования об уплате налога, пеней, штрафа;
- иные акты.
По общему правилу жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ).
У досудебного порядка обжалования налоговых споров имеется ряд преимуществ по сравнению с судебным порядком.
К ним можно отнести:
1) отсутствие необходимости уплаты государственной пошлины;
2) упрощенный порядок подачи жалобы (жалоба подается непосредственно в вышестоящий налоговый орган);
3) короткий срок рассмотрения жалобы;
4) при отрицательном результате обжалования налогоплательщик может учесть позицию налогового органа и при обращении в суд более тщательно подготовиться к своей защите.
Форма жалобы в вышестоящий налоговый орган законодательно не установлена. Исходя из правоприменительной практики рекомендуем при составлении жалобы придерживаться следующих правил:
- жалоба подается в свободной письменной форме;
- в ней должны быть указаны наименование, адрес, ИНН заявителя и его контактный телефон;
- позиция налогоплательщика должна быть обоснована со ссылками на нормы законодательства, подтверждающие документы, арбитражную практику, письма и разъяснения Минфина России, подтверждающие обоснованность претензий;
- к жалобе в качестве доказательства следует приложить подтверждающие документы;
- жалоба юридического лица должна быть подписана руководителем организации либо уполномоченным представителем с приложением оригинала или надлежащим образом заверенной копии доверенности на представительство (с указанием полномочий на право подписания жалобы).
Жалобы акты, а также действия (бездействие) налоговых органов Чукотки подаются непосредственно в Управление ФНС России по Чукотскому АО, расположенное по адресу: 689000, Чукотский АО, г. Анадырь, ул. Энергетиков, 14.
Контактный телефон 6-94-29.
УФНС по Чукотскому АО поясняет порядок обжалования актов налоговых органов
Исходя из положений п. 5 статьи 101.2 Налогового кодекса РФ обязательный досудебный порядок обжалования в вышестоящем налоговом органе установлен только для решений о привлечении (либо об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, т.е. решений, вынесенных по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, в порядке ст. 101 Налогового кодекса РФ.
Начать дискуссию