Новости ФНС

УФНС по Республике Бурятия рассказывает о процедуре решения налоговых споров

Не спешите идти в суд. Можно ограничиться жалобой.

Не спешите идти в суд. Можно ограничиться жалобой. Действующее законодательство наделяет налоговые органы широкими контрольными полномочиями. Выездные и камеральные налоговые проверки, требования и предписания должностных лиц налоговых органов, - с этим рано или поздно сталкиваются все без исключения налогоплательщики: предприниматели, юридические и физические лица.
На практике большинство налоговых споров возникает в связи с несогласием налогоплательщика с решением налогового органа, принятого по результатам выездной проверки либо камеральной проверки, при взыскании налоговым органом недоимки, а также при отказе налогового органа произвести в отношении налогоплательщика какие-либо юридические действия, например, осуществить возврат или зачет налога.
Наделяя налоговые органы полномочиями по осуществлению налогового контроля, российское законодательство, в то же время предусматривает для налогоплательщиков ряд прав и гарантий, которые позволяют эффективно защищать свои интересы.
Согласно пункту 1 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекса) акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу).
Пункт 2 статьи 139 Кодекса устанавливает следующие сроки подачи жалобы:
по общему правилу жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав;
жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.
С 1 января 2007 года Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ в сферу налоговых правоотношений был введен новый правовой институт - апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Такая жалоба подается до момента вступления в силу обжалуемого решения, то есть до истечения 10 дней со дня вручения налогоплательщику (его представителю) (пункт 9 статьи 101 Кодекса). В случае подачи апелляционной жалобы решение налогового органа вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.
Можно выделить следующие преимущества обжалования действий и решений налоговых органов в вышестоящий налоговый орган (по сравнению с судебным порядком):
- оперативность рассмотрения жалобы - один месяц со дня ее получения. В отдельных случаях указанный срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней (пункт 3 статьи 140 Кодекса);
- возможность одновременного или последующего обжалования в судебном порядке (пункт 1 статьи 138 Кодекса). Следует отметить, что налогоплательщики, прежде чем обжаловать в судебном порядке решения налоговых органов, принятые по итогам камеральных и выездных налоговых проверок, должны в обязательном порядке обжаловать их в вышестоящий налоговый орган – Управление ФНС России по Республике Бурятия, в противном случае суд оставит заявление налогоплательщика без рассмотрения (п.2 ч.1 ст.148 АПК РФ, ст.222 ГПК РФ);
- упрощенный порядок подачи жалобы (нормативными актами не установлены конкретные требования к оформлению жалобы);
- отсутствие обязанности уплаты государственной пошлины.
Досудебное урегулирование включает в себя две стадии.
Первая стадия - временной промежуток между актом и решением налоговой инспекции, стадия рассмотрения материалов проверок. В этом периоде налогоплательщики подают возражения на ненормативные акты налоговых органов, в налоговый орган, проводивший проверку. Срок представления возражений 15 рабочих дней.
За 9 месяцев 2011 года в налоговые органы Республики Бурятия поступило двести сорок четыре возражений на ненормативные акты налоговых органов. Структура поступивших возражений в разрезе видов налогового контроля по актам, оспоренным на стадии рассмотрения материалов налоговых проверок различна. По количеству большая доля поступивших возражений приходится на акты по камеральным налоговым проверкам.
В разрезе категорий налогоплательщиков, как по количеству, так и по сумме юридические лица республики наиболее активно отстаивают свои права и интересы.
Вторая стадия досудебного урегулирования - временной промежуток между решением налогового органа и подачей документов в суд, а в случае апелляционного обжалования между вручением решения и его утверждением.
После того как налоговый орган вынесет решение, налогоплательщик, в случае своего несогласия вправе обжаловать его. Начиная с 01.01.2009 года обжаловать решение в суде можно только после того, как налогоплательщик пройдет процедуру досудебного разбирательства в Управлении ФНС России.
В случае обращения в вышестоящий налоговый орган решение, которое обжалуется, как уже было отмечено, не вступает в законную силу до момента рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом. Жалобу необходимо подавать через инспекцию, принявшую решение. В результате нижестоящая инспекция будет знать, что ее решение обжаловано и, соответственно, оно не вступило в законную силу.
В Управление ФНС России по Республике Бурятия за 9 месяцев 2011 года поступило 138 жалоб.
Из 138 поступивших жалоб 113 (82%) связаны с обжалованием решений, вынесенных налоговыми органами в порядке статей 101 и 101.4 НК РФ. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года рост составил 26 единиц или 35%. Наибольшую, долю жалоб составляют жалобы на акты ненормативного характера, вынесенные по результатам камеральных налоговых проверок, в текущем году их количество составило 46 (рост по сравнению с соответствующим периодом прошлого года 9 единиц или 21%).
Рост количества обращений налогоплательщиков свидетельствует о растущем доверии налогоплательщиков к налоговым органам и их уверенности, что налоговые органы могут самостоятельно исправить допущенные внутриведомственные ошибки.
Таким образом, не доводя дела до суда, налогоплательщикам необходимо своевременно обращаться в Управление ФНС России по Республике Бурятия по материалам проверок, на незаконные действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, что позволит не только сэкономить денежные средства на судебные издержки, но и обеспечить:
- принятие законного и обоснованного решения;
- разумный баланс прав налогоплательщиков и полномочий налоговых органов;
- повышение уровня добровольного исполнения обязательств налогоплательщиками.

Правовой отдел
УФНС России по Республике Бурятия

Начать дискуссию