Вопрос: Может ли юридическое лицо, находящееся в стадии ликвидации, уплачивать налоговые платежи, а также гасить имеющуюся задолженность по налоговым платежам наличными денежными средствами, путем внесения денежных средств по расчетному документу, оформленному от физического лица, без использования расчетного счета, открытого в кредитной организации?
Правоотношения, связанные с обеспечением исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – Кодекс), который устанавливает общие принципы налогообложения в Российской Федерации, в том числе, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком - юридическим лицом с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (пп. 1 п. 3 ст. 45 Кодекса).
Руководствуясь данными положениями Кодекса, Минфин России неоднократно указывал, что налогоплательщики – юридические лица должны исполнять обязанность по уплате налога путем перечисления денежных средств в безналичной форме, поскольку законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность уплачивать налоги в наличной форме только для физических лиц (письма от 15.11.2006 № 03-02-07/1-322, от 13.04.2007 № 03-02-07/1-177, от 11.03.2009 № 03-02-07/1-118).
Кроме того, Минфин России в подтверждение правомерности своей позиции обращает внимание на то, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» перевод денежных средств без открытия банковских счетов осуществляется только по поручению физических лиц. Так, в целях осуществления уплаты налоговых платежей физическими лицами наличными денежными средствами разработан бланк платежного документа (извещения) (письмо ФНС России № ММ-6-10/143, Сбербанка России № 07-125В от 18.02.2005).
В соответствии с п. 3.1 Положения о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации (утв. ЦБ РФ 24.04.2008 № 318-П) прием наличных денежных средств от организации осуществляется только для зачисления на ее расчетный счет, открытый в этом банке или в другой кредитной организации. Иными словами, осуществлять прием наличности от организации для зачисления их на счета Казначейства России банк не имеет права.
Процедура ликвидации включает в себя ряд законодательно предусмотренных мероприятий:
1. принимается решение о ликвидации организации;
2. выявляется дебиторская задолженность организации, принимаются меры для её взыскания;
3. проводится инвентаризация имущества и обязательств организации;
4. составляется промежуточный ликвидационный баланс;
5. принимаются меры к удовлетворению требований кредиторов;
6. составляется ликвидационный баланс;
7. производятся расчеты с учредителями;
8. подается заявление на внесение записи о ликвидации организации в Государственный реестр юридических лиц.
С целью урегулирования сальдо расчетов с бюджетом рекомендуем плательщикам провести сверку расчетов с бюджетом до момента подачи в регистрирующий орган заявления на ликвидацию для своевременного выявления недоимки или переплаты по налоговым платежам.
При подаче в регистрирующий орган заявления на ликвидацию к пакету документов прикладывается справка о закрытии банковских счетов.
Таким образом, возможность перечисления наличных денежных средств юридическим лицом в счет уплаты налогов действующим банковским законодательством не предусмотрена. Налоговые платежи, перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации физическими лицами в наличной денежной форме, не могут отражаться в карточке «РСБ» налогоплательщика – юридического лица. Кроме того, в ходе процедуры ликвидации организация имеет действующие расчетные счета в кредитных организациях, следовательно, имеет возможность производить расчеты с бюджетом в законодательно установленном порядке.
Правоотношения, связанные с обеспечением исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – Кодекс), который устанавливает общие принципы налогообложения в Российской Федерации, в том числе, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком - юридическим лицом с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (пп. 1 п. 3 ст. 45 Кодекса).
Руководствуясь данными положениями Кодекса, Минфин России неоднократно указывал, что налогоплательщики – юридические лица должны исполнять обязанность по уплате налога путем перечисления денежных средств в безналичной форме, поскольку законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность уплачивать налоги в наличной форме только для физических лиц (письма от 15.11.2006 № 03-02-07/1-322, от 13.04.2007 № 03-02-07/1-177, от 11.03.2009 № 03-02-07/1-118).
Кроме того, Минфин России в подтверждение правомерности своей позиции обращает внимание на то, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» перевод денежных средств без открытия банковских счетов осуществляется только по поручению физических лиц. Так, в целях осуществления уплаты налоговых платежей физическими лицами наличными денежными средствами разработан бланк платежного документа (извещения) (письмо ФНС России № ММ-6-10/143, Сбербанка России № 07-125В от 18.02.2005).
В соответствии с п. 3.1 Положения о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации (утв. ЦБ РФ 24.04.2008 № 318-П) прием наличных денежных средств от организации осуществляется только для зачисления на ее расчетный счет, открытый в этом банке или в другой кредитной организации. Иными словами, осуществлять прием наличности от организации для зачисления их на счета Казначейства России банк не имеет права.
Процедура ликвидации включает в себя ряд законодательно предусмотренных мероприятий:
1. принимается решение о ликвидации организации;
2. выявляется дебиторская задолженность организации, принимаются меры для её взыскания;
3. проводится инвентаризация имущества и обязательств организации;
4. составляется промежуточный ликвидационный баланс;
5. принимаются меры к удовлетворению требований кредиторов;
6. составляется ликвидационный баланс;
7. производятся расчеты с учредителями;
8. подается заявление на внесение записи о ликвидации организации в Государственный реестр юридических лиц.
С целью урегулирования сальдо расчетов с бюджетом рекомендуем плательщикам провести сверку расчетов с бюджетом до момента подачи в регистрирующий орган заявления на ликвидацию для своевременного выявления недоимки или переплаты по налоговым платежам.
При подаче в регистрирующий орган заявления на ликвидацию к пакету документов прикладывается справка о закрытии банковских счетов.
Таким образом, возможность перечисления наличных денежных средств юридическим лицом в счет уплаты налогов действующим банковским законодательством не предусмотрена. Налоговые платежи, перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации физическими лицами в наличной денежной форме, не могут отражаться в карточке «РСБ» налогоплательщика – юридического лица. Кроме того, в ходе процедуры ликвидации организация имеет действующие расчетные счета в кредитных организациях, следовательно, имеет возможность производить расчеты с бюджетом в законодательно установленном порядке.
Начать дискуссию