Новости ФНС

УФНС по Республике Адыгея уточняет порядок налогообложения бюджетных субсидий

Вопрос: Наша организация, сельскохозяйственный потребительский обслуживающий кооператив, является получателем поступлений из федерального бюджета в форме субсидий с целью возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам. Являются ли полученные средства объектом налогообложения? Организация применяет упрощенную систему налогообложения, с объектом налогообложения «доход».

Вопрос: Наша организация, сельскохозяйственный потребительский обслуживающий кооператив, является получателем поступлений из федерального бюджета в форме субсидий с целью возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам. Являются ли полученные средства объектом налогообложения? Организация применяет упрощенную систему налогообложения, с объектом налогообложения «доход».

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении объекта налогообложения по упрощенной системе налогообложения учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса. При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.

Для признания поступлений из бюджета целевыми в понятии определенном ст. 251 Кодекса необходимо одновременное выполнение следующих условий:

1) средства должны быть получены напрямую из бюджета;

2) полученные средства должны носить целевой характер;

3) налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Предоставление субсидий юридическим лицам (кроме государственных (муниципальных) учреждений) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат может осуществляться как до их возникновения, так и по факту возникновения.

Таким образом, субсидии, полученные в возмещение уже понесенных расходов, не предназначены для расходования на строго определенные цели, а могут использоваться по усмотрению организации.

Порядок предоставления средств из бюджета установлен Бюджетным Кодексом Российской Федерации (далее БК РФ).

Перечень организационно-правовых форм юридических лиц, имеющих право напрямую получать средства из бюджета, поименован в статье 6 БК РФ, а именно получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Организации, кооперативы в данном перечне не поименованы, следовательно, они не могут являться получателями средств из бюджета в понятии, приведенном в Бюджетном Кодексе РФ и Налоговом Кодексе РФ.

Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) предоставляются, в том числе, на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. То есть в рамках осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, полученные организациями субсидии целевыми поступлениями в понятии, приведенном в статье 251 Кодекса, не признаются и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов, и соответственно в составе доходов при определении налоговой базы по упрощенной системе налогообложения.

Начать дискуссию