Вопрос: Просим пояснить необходимо ли представлять ежеквартально форму КНД 1150022 «Сведения о доле доходов организации от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности в общей сумме доходов, о численности работников в штате организации и о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации» одновременно с налоговой декларацией за 1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев, либо каким-то другим образом подтверждать право применения ставки 0% по налогу на прибыль организаций в течение налогового периода?
Ответ. Организации, изъявившие желание применять налоговую ставку 0 процентов в соответствии со ст. 284.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), не позднее чем за один месяц до начала налогового периода, начиная с которого применяется налоговая ставка 0 процентов, подают в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, копии лицензии (лицензий) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданной (выданных) в соответствии с законодательством Российской Федерации (основание: п. 5 ст. 284.1 Кодекса).
Организация вправе уточнить сведения, указанные в абз. первом п. 5 ст. 284.1 Кодекса, и представить их в налоговый орган вместе со сведениями, указанными в п. 6 названной статьи, по окончании первого налогового периода, в течение которого она применяет налоговую ставку 0 процентов в соответствии с названной статьей.
Согласно п. 6 ст. 284.1 Кодекса организации, применяющие налоговую ставку 0 процентов в соответствии с указанной статьей, по окончании каждого налогового периода, в течение которого они применяют налоговую ставку 0 процентов, в сроки, установленные настоящей главой для представления налоговой декларации, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения следующие сведения:
о доле доходов организации от осуществления медицинской деятельности, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 Кодекса, в общей сумме доходов организации, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;
о численности работников в штате организации.
При непредставлении в установленные сроки сведений, указанных в п. 6 ст. 284.1 Кодекса, в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика с начала налогового периода, данные за который не были представлены в установленном порядке, применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 284 Кодекса. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным ст. 287 Кодекса днем уплаты налога (авансового платежа по налогу).
Форма представления сведений, указанных в п. 6 ст. 284.1 Кодекса, утверждена приказом ФНС России от 21.11.2011 № ММВ-3-7/892@ «Об утверждении формы Сведений о доле доходов организации от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности в общей сумме доходов, о численности работников в штате организации и о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации».
Согласно п. 3 вышеназванного Приказа приказ применяется начиная с представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за налоговый период 2011 года.
Учитывая вышеизложенное, Сведения о доле доходов организации от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности в общей сумме доходов, о численности работников в штате организации и о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации, подтверждающие право на применение ставки 0%, представляются в налоговый орган не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 6 ст. 284.1 НК РФ).
Вопрос. Просим разъяснить в каком объеме и какие формы бухгалтерской отчетности обязаны представлять в налоговый орган бюджетные, казенные учреждения? Распространяется или нет на бюджетные, казенные учреждения действие Приказа Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (в ред. Приказа Минфина РФ от 05.10.2011 № 124н)?
Ответ. В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ).
По налогу на прибыль организаций налогоплательщиками являются, в частности, российские организации (то есть юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации), включая некоммерческие организации.
Пунктом 1 ст. 289 Налогового кодекса установлено, что налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном данной статьей.
При этом предусмотрено, что некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода (п. 2 ст. 289 Налогового кодекса). Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.
Таким образом, некоммерческие организации, в том числе бюджетные, при отсутствии налоговой базы по налогу на прибыль организаций представляют в налоговый орган декларацию только один раз в год (форма декларации утверждена Приказом ФНС России от 15.12.2010 N ММВ-7-3/730@).
По вопросу представления бюджетными учреждениями бухгалтерской отчетности в налоговые органы.
В ст. 15 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что все организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.
Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В п. 6 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (утв. Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н, зарегистрирована в Минюсте России 22.04.2011, регистрационный номер 20558) указано, что бухгалтерская отчетность представляется государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями в орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, осуществляющий в отношении учреждения функции и полномочия учредителя (далее - учредитель), на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа, с представлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи в установленные учредителем сроки.
Таким образом, бюджетные учреждения представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность не должны.
Вопрос. Просим разъяснить правомерность включения в целях налогообложения сумм начисленной амортизации по объектам основных средств производственного назначения (прямые затраты) при отсутствии производственно-хозяйственной деятельности в период с 01.01.2011 по 30.06.2011. В период временного простоя организацией получены внереализационные доходы, начислялась заработная плата работникам за время простоя.
Ответ. В целях гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Согласно ст. 318 Кодекса расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.
К прямым расходам могут быть отнесены, в частности, суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
Налогоплательщик самостоятельно определяет перечень прямых расходов, связанных с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг), и закрепляет его в учетной политике для целей налогообложения.
При этом прямые расходы относятся к затратам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции (работ, услуг), в стоимости которой они учтены в соответствии со ст. 319 Кодекса.
Таким образом, если у организации есть прямые расходы (в том числе суммы начисленной амортизации), относящиеся к незавершенному производству, остаткам готовой продукции и отгруженным, но не реализованным товарам, то, пока не произойдет реализация продукции и указанных товаров, данные суммы прямых расходов не учитываются в налоговой базе по налогу на прибыль.
Вопрос. Обществом принято решение о выплате работникам, направляемым в служебные командировки на расстояние более 150 км, однодневных командировочных (компенсационные выплаты на питание). Можно ли учесть такие командировочные в составе затрат?
Ответ. На основании пп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на командировки, в частности на оплату суточных.
При этом согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Понятие служебной командировки изложено в ст. 166 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ), а также в Положении об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение).
Служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
В случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику, в частности, иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (ст. ст. 167, 168 ТК РФ).
Таким образом, обязанность работодателя по возмещению иных расходов выделена в качестве самостоятельного вида командировочных расходов наряду с расходами по проезду, найму жилого помещения и дополнительными расходами, связанными с проживанием вне места постоянного жительства (суточными).
На основании указанных положений ТК РФ работодатель вправе определить порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, в том числе и иных расходов, произведенных работником, с его разрешения или ведома.
На основании решения работодателя работнику оформляется командировочное удостоверение, подтверждающее срок его пребывания в командировке (п. 7 Положения). Срок командировки определяется работодателем с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения.
Работодателем возмещаются дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), а также иные расходы, произведенные работником с разрешения руководителя организации (п. п. 11 и 24 Положения). Размеры расходов, связанных с командировкой, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом. Дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места жительства (суточные), возмещаются работнику за каждый день нахождения в командировке.
Фраза "дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства" законодателем идентифицируется с понятием "суточные". В связи с этим работодателем устанавливается размер суточных расходов, возмещение которых работнику гарантировано в зависимости от числа суток нахождения в командировке без документального подтверждения.
При командировках в местность, откуда работник, исходя из условий транспортного сообщения и характера выполняемой в командировке работы, имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, суточные не выплачиваются.
Таким образом, при направлении работника в однодневную командировку компенсационные выплаты на питание (суточные) осуществляемые по решению общества (без представления подтверждающих документов) не учитываются при исчислении налога на прибыль организаций.
УФНС по Свердловской области ответило на вопросы плательщиков налога на прибыль
Просим разъяснить в каком объеме и какие формы бухгалтерской отчетности обязаны представлять в налоговый орган бюджетные, казенные учреждения? Распространяется или нет на бюджетные, казенные учреждения действие Приказа Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (в ред. Приказа Минфина РФ от 05.10.2011 № 124н)?
Начать дискуссию