Минэкономразвития Российской Федерации опубликовало на своем официальном сайте разработанный правительственный проект Федерального закона о несостоятельности (банкротстве) физических лиц.
Законопроект о банкротстве физических лиц, который Правительство готовит восемь лет, трансформировался в главу действующего закона о несостоятельности (банкротстве). Основные положения документа для должников не изменятся. Но его включение в действующий закон относит все дела по несостоятельности физических лиц к компетенции арбитражной судебной системы, а не судов общей юрисдикции.
Законопроект "О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника" регулирует отношения, возникающие в связи с неспособностью гражданина удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. Кроме того, документ устанавливает основания и порядок применения реабилитационных процедур, основания для признания гражданина несостоятельным (банкротом), а также регулирует порядок и условия проведения иных процедур, применяемых в деле о банкротстве физлица.
В проекте отмечается, что правила, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не применяются к отношениям, связанным с несостоятельностью (банкротством) крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно законопроекту, должник может быть признан банкротом, если он не исполнил в течение шести месяцев требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязанность по уплате обязательных платежей.
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают сам должник, конкурсный кредитор и уполномоченный орган.
Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику в совокупности составляют не менее чем пятьдесят тысяч рублей, если указанные требования не исполнены в установленный срок (за исключением случая, когда в соответствии с настоящим законопроектом должник обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд).
Законопроектом предусмотрено, что должник обязан сам обратиться с заявлением о банкротстве в арбитражный суд, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами.
Обращаться в суд задолжавшему индивидуальному предпринимателю с заявлением должника придется, согласно проекту закона, и в случаях, если обращение взыскания на его имущество существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника. Кроме того, должник вправе подать в арбитражный суд заявление "в случае предвидения банкротства". Однако заявление должника может быть подано только при наличии средств на выплату вознаграждения конкурсному управляющему и на опубликование сведений об открытии конкурсного производства. Денежные средства на выплату вознаграждения конкурсному управляющему в размере, равном фиксированной сумме вознаграждения конкурсного управляющего за два месяца, и на опубликование сведений об открытии конкурсного производства вносятся в депозит арбитражного суда.
При рассмотрении дела о банкротстве должника применяются следующие процедуры: конкурсное производство, реструктуризация долгов и мировое соглашение.
Конкурсное производство в отношении должника вводится на срок до шести месяцев. Однако оно может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, но не более чем на шесть месяцев. С даты открытия конкурсного производства вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей (за исключением случаев, предусмотренных данным законопроектом).
Арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом в случае, если: должником не представлен в арбитражный суд план реструктуризации долгов в течение срока, предусмотренного данным законопроектом, в утверждении плана реструктуризации долгов отказано, либо план реструктуризации долгов отменен арбитражным судом. После чего формируется конкурсная масса должника.
Конкурсный управляющий в течение двух месяцев с даты окончания проведения инвентаризации и оценки имущества должника обязан приступить к реализации имущества должника в порядке, в сроки и на условиях, утвержденных собранием кредиторов или в ряде случае арбитражным судом в соответствии с ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Оценка всего имущества должника, а также общего имущества супругов (его части), включенного в конкурсную массу должника в соответствии с данным законопроектом, проводится конкурсным управляющим самостоятельно. Произведенная им оценка может быть оспорена кредиторами, должником, а также супругой или супругом должника в деле о банкротстве.
Имущество (часть имущества) должника подлежит реализации на торгах в порядке, установленном законом "О несостоятельности (банкротстве)". При этом драгоценности и другое имущество, стоимость которого превышает 100 тысяч рублей, а также недвижимость, вне зависимости от ее стоимости, подлежат продаже на открытых торгах.
Кроме того, Минэкономразвития опубликовало проект ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника" (изменения вносятся в часть 1 Гражданского кодекса РФ, закон "О несостоятельности (банкротстве)" и закон "Об исполнительном производстве").
Начать дискуссию