В связи с тем, что в последнее время органами местного самоуправления принимаются решения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего муниципального учреждения, Единый регистрационный центр Новосибирской области информирует заявителей, что принятие уполномоченным органом решения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не влечет обязанности по сообщению в регистрирующий орган о принятом решении о реорганизации, так как создание автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
Правовое положение автономных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации регулируется Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ).
В соответствии с п. 13 ст. 5 Закона № 174-ФЗ в случае принятия уполномоченным органом решения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения применяются правила пунктов 1 и 2 статьи 60 Гражданского кодекса, предусматривающие обеспечение гарантии прав кредиторов государственного или муниципального учреждения, поскольку, в силу п. 5 и 6 ст. 2 Закона № 174-ФЗ, после изменения типа такого учреждения собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения, а автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника имущества автономного учреждения.
Положения п. 1 ст. 60 Гражданского кодекса (в редакции Федерального закона № 315-ФЗ от 30.12.2008) в совокупности с нормой, установленной в ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ), предусматривают представление юридическим лицом в случае принятия уполномоченным органом решения о его реорганизации в регистрирующий орган соответствующего уведомления о начале реорганизации и внесение в Единый государственный реестр юридических лиц на основании представленного уведомления сведений о нахождении юридического лица в процессе реорганизации.
Кроме того, реорганизуемое юридическое лицо после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации, в котором, в том числе, указываются сведения о создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице и описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований. При этом кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом.
Между тем, согласно п. 14 ст. 5 Закона № 174-ФЗ создание автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа существующего государственного или муниципального учреждения в его устав вносятся соответствующие изменения. То есть ранее существовавшее юридическое лицо (государственное или муниципальное учреждение, на базе которого создается автономное учреждение) не прекращается (не теряет правоспособности юридического лица), а происходит изменение его типа.
В связи с вышеизложенным, в случае принятия уполномоченным органом решения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения правила пунктов 1 и 2 статьи 60 Гражданского кодекса должны применяться с учетом того, что у учреждения не возникает обязанности по сообщению в регистрирующий орган о принятом решении о реорганизации ввиду отсутствия такого решения.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
Правовое положение автономных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации регулируется Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ).
В соответствии с п. 13 ст. 5 Закона № 174-ФЗ в случае принятия уполномоченным органом решения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения применяются правила пунктов 1 и 2 статьи 60 Гражданского кодекса, предусматривающие обеспечение гарантии прав кредиторов государственного или муниципального учреждения, поскольку, в силу п. 5 и 6 ст. 2 Закона № 174-ФЗ, после изменения типа такого учреждения собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения, а автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника имущества автономного учреждения.
Положения п. 1 ст. 60 Гражданского кодекса (в редакции Федерального закона № 315-ФЗ от 30.12.2008) в совокупности с нормой, установленной в ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ), предусматривают представление юридическим лицом в случае принятия уполномоченным органом решения о его реорганизации в регистрирующий орган соответствующего уведомления о начале реорганизации и внесение в Единый государственный реестр юридических лиц на основании представленного уведомления сведений о нахождении юридического лица в процессе реорганизации.
Кроме того, реорганизуемое юридическое лицо после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации, в котором, в том числе, указываются сведения о создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице и описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований. При этом кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом.
Между тем, согласно п. 14 ст. 5 Закона № 174-ФЗ создание автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа существующего государственного или муниципального учреждения в его устав вносятся соответствующие изменения. То есть ранее существовавшее юридическое лицо (государственное или муниципальное учреждение, на базе которого создается автономное учреждение) не прекращается (не теряет правоспособности юридического лица), а происходит изменение его типа.
В связи с вышеизложенным, в случае принятия уполномоченным органом решения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения правила пунктов 1 и 2 статьи 60 Гражданского кодекса должны применяться с учетом того, что у учреждения не возникает обязанности по сообщению в регистрирующий орган о принятом решении о реорганизации ввиду отсутствия такого решения.
Начать дискуссию