Новости ФНС

Оценить налоговые риски позволит Концепция системы планирования выездных налоговых проверок

Налоговым законодательством Российской Федерации установлено два вида налоговых проверок: выездные и камеральные, между которыми существует ряд принципиальных отличий, в том числе и по уровню охвата ими состоящих на учете в инспекции налогоплательщиков.
Налоговым законодательством Российской Федерации установлено два вида налоговых проверок: выездные и камеральные, между которыми существует ряд принципиальных отличий, в том числе и по уровню охвата ими состоящих на учете в инспекции налогоплательщиков. Так камеральными налоговыми проверками охватывается практически 100% представленных налоговых деклараций, по выездным налоговым проверкам данный показатель существенно ниже. В этой связи возникает необходимость целенаправленного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, позволяющего с одной стороны не обременять проверками добросовестных налогоплательщиков, с другой стороны обеспечить максимальный эффект от проведения налоговых проверок налогоплательщиков осуществляющих свою деятельность с высоким налоговым риском.
 
Обеспечить выполнение указанных задач, призвана утвержденная приказом ФНС России  от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ концепция системы планирования выездных налоговых проверок. Концепция в обязательном порядке применяется налоговыми органами при планировании выездных налоговых проверок. Её суть заключается в единообразном подходе к планированию налоговыми органами выездных проверок на основе 12 общедоступных критериев, благодаря которым налогоплательщики также самостоятельно могут оценить вероятность проведения в отношении них выездной проверки.
 
Указанные критерии принято делить на:
- критерии оценки риска по отраслевому признаку (показатели налоговой нагрузки, рентабельности, средний размер заработной платы);
- критерии оценки деятельности налогоплательщика по показателям бухгалтерской отчетности (отражение в бухгалтерской и налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких периодов, опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг), отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за период);
- критерии оценки приближения расчётных показателей к предельным значениям (неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом величин показателей, предоставляющих налогоплательщикам право применять специальные налоговые режимы, отражение индивидуальным предпринимателем сумм расходов максимально приближенных к суммам доходов);
- критерии, характеризующие взаимоотношения налогоплательщика с налоговыми органами (отсутствие пояснений налогоплательщика на уведомления налогового органа, неоднократное снятие и постановка на учет налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция»);
- критерии, отражающие особенности функционирования и ведения финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиком (построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических причин, деловой цели, а также ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском).
 
Для отраслевых критериев Концепцией устанавливаются нормальные значения, отклонение от которых в меньшую сторону свидетельствует о наличии нарушений законодательства о налогах и сборах. Кроме того, в приложении № 5 Приказа от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ приведены распространенные способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Тем самым Федеральная налоговая служба информирует налогоплательщиков о том, какие способы ведения бизнеса будут расценены налоговыми органами как «схемы» уклонения от налогообложения со всеми вытекающими последствиями.
 
Объективность названных выше критериев многократно подтверждалась в ходе проведения выездных налоговых проверок. Таким образом, налогоплательщики на основе данной Концепции самостоятельно, не дожидаясь налоговой проверки, могут оценить налоговые риски и при необходимости скорректировать свои обязательства, избежав тем самым «особого внимания» со стороны налоговых органов.
 
 
ИФНС по Ленинскому району г. Ульяновска

Начать дискуссию