Одним из основных направлений деятельности ФНС России является повышение качества досудебного урегулирования налоговых споров в целях сокращения числа как жалоб в вышестоящие налоговые органы, так и судебных споров с участием налоговых органов. Иными словами упор делается не только на рассмотрение жалоб налогоплательщиков, но и на усиление методологической работы, что позволило в течение последнего года значительно снизить количество жалоб налогоплательщиков, урегулировать многие споры в досудебном порядке.
В налоговом кодексе посвящена целая глава порядку и срокам обжалования ненормативных актов налоговых органов, действий (бездействие) их должностных лиц. Так, налоговым законодательством предусмотрены 2 этапа обжалования ненормативных актов налогового органа.
Первый этап на пути разрешения налогового спора – подача возражений на акт налоговой проверки. Возражения на акт проверки– письменная защита налогоплательщиком своих интересов, которая направлена на разрешение возможных споров в досудебном порядке.
Данный шаг позволяет урегулировать отдельные вопросы о доначислении налогов и привлечении к налоговой ответственности еще до вынесения налоговым органом решения. Порядок представления возражений в налоговый орган един как для камеральной, так и для выездной налоговой проверки.
Преимущества данного этапа состоят в том, что налоговым органом в обязательном порядке должны быть учтены представленные документы и пояснения при принятии окончательного решения. Необходимо отметить, что отсутствие письменных возражений не лишает налогоплательщика права давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта проверки. Проверяющие дают аргументированный ответ на дополнительно заявленные доводы налогоплательщика которые в дальнейшем можно взять за основу при защите своей позиции в случае дальнейшего обжалования, включая судебное.
Чтобы воспользоваться законодательно установленным правом подачи возражений налогоплательщику необходимо своевременно получить акт налоговой проверки.
Схема рассмотрения материалов проверки в случае несогласия налогоплательщика с ее результатами
Сегодня во всех Межрайонных ИФНС России по Амурской области действуют подразделения досудебного аудита. Цель их работы - не только подготовка соответствующего объективного заключения по возражениям налогоплательщика, но и урегулирование любых возникающих спорных ситуаций, которые могут в дальнейшем стать причинами обоснованных жалоб в вышестоящий налоговый орган или исков в суд.
Так, второй шаг досудебного урегулирования споров это подача жалобы в вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий налоговый орган.
В соответствии с законодательством Российской Федерации налогоплательщик имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
К обязательному урегулированию споров в досудебном порядке относятся жалобы на решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Во всех остальных случаях подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в соответствующий суд.
При подаче налогоплательщиком жалобы обязательным является указание на то, с чем именно налогоплательщик не согласен. Налогоплательщику необходимо наиболее полно отразить в жалобе суть своих претензий к налоговому органу и по возможности документально подтвердить свои доводы.
Преимущества второго этапа досудебного урегулирования заключаются в его оперативности, конфиденциальности, что немаловажно для бизнеса и является наименее затратной в финансовом плане.
Налогоплательщики, воспользовавшись законодательно установленным правом досудебного урегулирования налоговых споров, увеличивают шансы оперативного урегулирования возникших разногласий.
Необходимо отметить, что целью процедуры рассмотрения Межрайонными ИФНС России по Амурской области возражений, УФНС России по Амурской области жалоб является урегулирование возникающих налоговых споров в досудебном порядке, возможность разрешить конфликт путем отмены необоснованного ненормативного акта налогового органа либо разъяснения налогоплательщику о правомерности решений или действий должностных лиц налоговых инспекций с учетом действующего законодательства, а также сложившейся судебной практики.
Начать дискуссию