Идею материального стимулирования повышения рождаемости озвучил Президент РФ в Послании Федеральному Собранию РФ от 10.05.2006 года. В нем было отмечено, что государство обязано помочь женщине, которая родила второго ребенка и на долгое время выбывает из трудовой деятельности, теряя свою квалификацию.
В основу поддержки материнства, детства и семьи была заложена концепция совершенствования системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, в том числе повышения размеров пособий и обеспечения их адресности.
В основу поддержки материнства, детства и семьи была заложена концепция совершенствования системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, в том числе повышения размеров пособий и обеспечения их адресности.
В целях реализации положений Послания Президента РФ был разработан Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Закон № 256-ФЗ).
С его принятием в нашем обиходе появилось понятие «материнский (семейный) капитал». Размер материнского капитала в 2012 году составил 387 640,30 рублей. Средства материнского капитала могут быть направлены на следующие цели:
- погашение кредитов и займов на приобретение или строительство жилья;
- приобретение жилья без участия кредитных (заемных) средств;
- оплату образования детей;
- формирование накопительной части трудовой пенсии женщины.
В части вопроса обложения налогом на доходы физических лиц средств материнского (семейного) капитала в общем случае необходимо руководствоваться следующим.
Согласно пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение, которое у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с нормами Кодекса. При этом доходы, не подлежащие обложению налогом на доходы физических лиц, поименованы в статье 217 Кодекса. В частности пункт 34 данной статьи предусматривает освобождение от налогообложения средств материнского (семейного) капитала, направляемых для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей.
Одновременно с федеральным законодательством Правительство Нижегородской области своим Постановлением от 19.10.2011 № 847 определило Порядок выдачи свидетельства на региональный материнский (семейный) капитал.
Однако в этой связи следует учитывать, что согласно статьи 11 Кодекса понятие «материнский капитал» используется в значении, установленном в пункте 2 статьи 2 Закона № 256-ФЗ, в соответствии с которым материнским (семейным) капиталом являются средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки.
Соответственно суммы денежных средств, выплачиваемые из средств бюджета области в соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области, не являются средствами материнского (семейного) капитала, которые освобождаются от налогообложения на основании пункта 34 статьи 217 Кодекса. Поэтому данные денежные средства в настоящее время подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке по ставке 13 процентов.
Вместе с тем, пунктом 8 статьи 217 Кодекса предусмотрено освобождение от налогообложения сумм единовременных выплат, осуществляемых налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой, в частности, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Начать дискуссию