Среди указанного числа жалоб от физических лиц поступило 102 жалобы, из которых в 35 случаях гражданам были направлены ответы (разъяснения) на поставленные вопросы. В течение рассматриваемого периода Управлением ФНС России по Воронежской области рассмотрено 50 жалоб физических лиц на сумму 31 942 тыс. руб., что составляет 15 % от общего числа жалоб, рассмотренных в порядке ст. 140 Налогового кодекса РФ.
Из сравнительного анализа с аналогичным периодом 2011 г. следует, что число рассмотренных жалоб физических лиц уменьшилось на 32 единицы, что составляет 39 процентов.
По результатам рассмотрения жалоб, поступивших от физических лиц, Управлением ФНС России по Воронежской области удовлетворено 27 жалоб на сумму 320 тыс. руб., оставлено без удовлетворения 23 жалобы.
Таким образом, процент удовлетворяемости жалоб налогоплательщиков, рассчитанный по сумме удовлетворенных требований, составил 1 % от оспариваемых сумм по рассмотренным жалобам физических лиц (31 942 тыс. рублей), исходя из количества рассмотренных жалоб – 54 процента.
Исходя из детального анализа рассмотренных в течение 9 месяцев 2012 г. жалоб физических лиц следует, что основное число жалоб физических лиц (27 жалоб) приходятся на решения налоговых органов, принятых по результатам камеральных налоговых проверок. При этом, в большинстве случаев основанием для вынесения оспариваемых решений явилось несвоевременное представление деклараций по налогу на доходы физических лиц и отсутствие у налогоплательщиков права на предоставление имущественных налоговых вычетов. На решения по выездным проверкам рассмотрено 6 жалоб налогоплательщиков – физических лиц. На постановления по делам об административных правонарушениях рассмотрено 9 жалоб физических лиц. Также, Управлением в течение 9 месяцев 2012 г. рассмотрено 6 жалоб физических лиц на решения регистрирующих органов об отказе в государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также 2 жалобы по вопросам направления уведомления по налогу на имущество физических лиц и его уплаты. Кроме того, в рассматриваемый период от физических лиц поступали жалобы на действия налоговых органов, связанные с начислением и уплатой транспортного налога и земельного налога.
Следует отметить, что 8 жалоб, поступивших от физических лиц, были оставлены без рассмотрения по причине урегулирования споров с нижестоящими налоговыми органами до вынесения решения по жалобе и 7 жалоб было отозвано заявителями также по причине урегулирования споров. Таким образом, 15% всех споров налоговых органов и физических лиц разрешается до окончательного рассмотрения жалоб, поступающих в вышестоящий налоговый орган. Среди таких причин в рассматриваемом периоде являлось направление налоговыми органами налогоплательщикам уточненных уведомлений, отзыв обжалуемых ненормативных актов и осуществление возврата налогоплательщикам спорных сумм налогов.
Управление обращает внимание, что качественное и объективное разрешение возникающих конфликтов между налогоплательщиками – физическими лицами и государством является одним из важнейших направлений в работе налоговых органов, а оперативное принятие соответствующих мер по устранению нарушений позволит избежать возникновения и увеличения количества жалоб, в том числе на незаконные действия (бездействия) должностных лиц налоговых органов.
Учитывая, что исчисление налогов физических лиц осуществляют налоговые органы по сведениям, поступающим от органов учета и регистрации недвижимого имущества и транспортных средств, органов регистрации актов гражданского состояния и регистрации граждан по месту жительства, представление некорректных сведений или их не представление может существенно отразиться на последующем правильном исчислении налога и обращении в связи с этим гражданина с жалобой.
Кроме этого правом на льготу, а также на вычеты по налогу на доходы физических лиц гражданин может воспользоваться только в заявительном порядке, представив соответствующие подтверждающие документы, которые не имеются у налогового органа. Отказ в предоставлении льготы и налоговых вычетов в связи с документальным не подтверждением также может явиться основанием для обращения гражданина с жалобой.
Данные обстоятельства соответственно устраняются уже на стадии рассмотрения жалобы и поэтому обращение гражданина заранее непосредственно в налоговый орган, исчисливший налог с соответствующими пояснениями и дополнительными документами способствовало бы устранению каких - либо неточной в исчислении налога и своевременному предотвращению появления жалоб и уменьшения их количества.
Начать дискуссию