Особенности оформления организациями и индивидуальными предпринимателями платежных поручений на перечисление налоговых платежей в части указания информации о плательщике, получателе и самом платеже установлены приказом Минфина России от 24.11.2004 г. № 106н . Всю необходимую информацию для уплаты налога можно получить в инспекции по месту своего учета.
Если налогоплательщик ошибся при указании принадлежности, основания и типа платежа, налогового периода или статуса плательщика, органы Федерального казначейства РФ (ФК РФ) могут отнести платеж к так называемым невыясненным поступлениям. В этом случае налогоплательщик может подать в налоговый орган заявление об уточнении платежа. Однако это возможно, если счет Управлении ФК и наименование банка получателя юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями указаны правильно и поэтому ошибка не привела к непоступлению средств в бюджет. Это следует из пп. 4 п. 4, абз. 2 п. 7 ст. 45 НК РФ.
На перечисление пеней, начисленных по недоимке, нужно заполнить отдельное платежное поручение. Также отдельный документ следует составить при уплате штрафа.
Анализ показывает, при заполнении платежного поручения на уплату налога организации и индивидуальные предприниматели приводят неправильные КБК (коды бюджетной классификации), счет Федерального казначейства, ОКАТО (Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления), неверно указывают основание и тип платежа, налоговый период, статус плательщика и др.
В зависимости от последствий эти ошибки могут быть двух видов:
а) ошибки, в результате которых платеж в бюджет не поступил;
б) ошибки, несмотря на которые налог поступил в бюджет, но существует риск спора с инспекцией о том, считается ли он уплаченным.
Проанализируем их более подробно.
1. Налог не считается уплаченным, если в платежном поручении налогоплательщик неправильно указал:
– счет УФК (Управление Федерального казначейства), на который должен был поступить платеж;
– наименование банка, в котором открыт счет УФК.
В данной ситуации обязанность по уплате налога не считается исполненной. В результате таких ошибок придется уплатить налог еще раз. Более того, инспекция может начислить пени и привлечь налогоплательщика к ответственности за неуплату (неперечисление) налога (ст. ст. 75, 122, 123 Налогового кодекса РФ (НК РФ)).
Вместе с тем, отдельные суды приходят к иному выводу: ошибка в счете УФК не обязательно означает, что налог не уплачен. Например, Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от 03.04.2012 г. № А40-42830/11-99-191 подчеркнул, что при указании счета другого УФК налог также считается уплаченным, поскольку платеж все же поступил в бюджет. Однако такие решения в судебной практике единичны.
2. Если при уплате налога налогоплательщик правильно указал счет УФК и банк получателя, но допустил ошибки в других сведениях, то это не препятствует поступлению налога в бюджет (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ). Иными словами, налог считается уплаченным, если, например, в платежном поручении указаны неверный КБК или ОКАТО, неверные наименование налогового органа, его ИНН, КПП.
Несмотря на это, споры с налоговыми органами в связи с ошибками в КБК, ИНН, КПП все же возникают. В такой ситуации целесообразно подать в налоговую инспекцию заявление об уточнении платежа (абз. 2 п. 7 ст. 45 НК РФ).
При обнаружении в платежных документах ошибки в указании основания, типа и принадлежности платежа, налогового периода или статуса плательщика налогоплательщик вправе уточнить платеж. Однако это возможно, когда денежные средства поступили в бюджет.
В случае если юридические и физические лица ошиблись в счете УФК или в наименовании банка получателя, то уточнить такой платеж не удастся, поскольку налог не считается уплаченным. Однако его можно вернуть в порядке ст. 78 НК РФ.
Для уточнения платежа необходимо подать в налоговый орган заявление в произвольной форме. К нему следует приложить документы, подтверждающие уплату налога и его перечисление на соответствующий счет УФК.
В заявлении необходимо объяснить, какая именно ошибка была допущена, и просить налоговый орган уточнить платеж. При необходимости налогоплательщик может провести с налоговым органом сверку расчетов с бюджетом.
По итогам рассмотрения заявления налоговый орган может принять решение об уточнении платежа. Решение выносится в течение 10 рабочих дней: со дня получения заявления или с момента подписания с акта совместной сверки расчетов по налогам (если такая сверка проводилась). О принятом решении инспекция должна уведомить налогоплательщика в течение пяти рабочих дней.
Налоговый орган уточняет платеж на день, когда налогоплательщик фактически уплатил налог. Поэтому налоговый орган обязан пересчитать пени, которые были начислены им за период со дня уплаты налога до дня принятия решения об уточнении платежа.
При ошибке в КБК уточнение производится в рамках того налога, по которому был зачислен платеж. Например, если вместо КБК налога на прибыль налогоплательщиком указан КБК по НДС, этот платеж налогоплательщик сможет уточнить только в качестве платежа по НДС.
Представляется, что такой подход ограничивает налогоплательщиков в праве на уточнение налоговых платежей. Нельзя уточнить платеж, только если допущена ошибка в счете Федерального казначейства или в наименовании банка получателя (пп. 4 п. 4, абз. 2 п. 7 ст. 45 НК РФ).
При ошибке в КБК налог считается уплаченным в бюджет, и уточнение платежа возможно, даже если указан КБК другого налога. Аналогичного вывода придерживаются и арбитражные суды.
Можно сделать вывод о том, что если юридические или физические лица допустили ошибку в КБК и налоговый орган отказал им в уточнении платежа по КБК, который относится к другому налогу, налогоплательщик вправе обжаловать это решение в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд.
Валериан ХОЧУЕВ, начальник юридического отдела Инспекции ФНС России№1 по г.Нальчику, доктор экономических наук.
Начать дискуссию