Одной из приоритетных и социально значимых задач Федеральной налоговой службы является повышение качества исполнения государственных функций и оказания государственных услуг налогоплательщикам. Основанием для предоставления данной государственной услуги является Федеральный закон от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В соответствии с Перечнем государственных функций и государственных услуг федеральных органов исполнительной власти Административно–контрольным управлением ФНС России был разработан Административный регламент (от 15.02.2012 № 25н) предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по осуществлению личного приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.
В аппарат Управления и территориальные налоговые органы за 2012 год поступило 3685 обращений граждан по сравнению с прошлым 2011 годом количество обращений увеличилось на 44%. В целом за прошлый 2011 год поступило 2558 обращений. С каждым годом все большую часть из общего количества обращений составляют обращения, направляемые гражданами через Интернет, что приводит к значительному сокращению обращений граждан, поступающих на бумажных носителях.
Так за 2012 поступило Интернет – обращений - 2170, что по сравнению с прошлым 2011 годом говорит о численном превосходстве Интернет-обращений – 1310, рост в1,6 раза.
Для решения проблем работы с налогоплательщиками, можно уже и сейчас отметить, активность граждан в обращении с Online-сервисами, так наряду с сервисом «Обратиться в УФНС России», граждане стали пользоваться новыми внедряемыми Службой сервисами (такими как «Личный кабинет налогоплательщика» для физических лиц, «Узнай свою задолженность», «Заполнить платежное поручение», «Подача заявления физического лица о постановке на учет», проведение бесплатных семинаров и интерактивных вебинаров, бесплатный интернет на гостевых компьютерах в операционных залах инспекции, использование Форума на сайте для налогоплательщиков, где приведены ответы на наиболее часто задаваемые вопросы и др.), которые приобретают все большую популярность как наиболее удобные и оперативные способы взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами, а также позволяющие гражданам уплачивать налоги и быть проинформированными о соответствующих вопросах, связанных с налоговым администрированием, что в свою очередь немного снижает поток обращений граждан. Также любой желающий может высказать свое мнение и оценить работу любого налогового органа или его сотрудника посредством электронного сервиса «Анкетирование» на сайтах ФНС России.
Количество поступивших обращений перенаправленных из других органов власти в Управление: ФНС России – 81, Управление Президента по работе с обращениями граждан РФ – 2, АППП в ПФО – 8, Правительство Кировской области – 14, Депутат Государственной Думы РФ – 3, Партия «Единая Россия – 1, Прокуратура Кировской области – 6, Управление Роспотребнадзора по Кировской области – 1, Государственная инспекция труда в Кировской области – 3, Отделение Пенсионного фонда РФ по Кировской области – 1, Департамент социального развития по Кировской области -1, Департамент финансов по Кировской области -1, Департамент экологии по Кировской области - 1, Федеральная кадастровая палата по Кировской области – 6.
Анализ поступившей корреспонденции показывает, что в 2012 году основная доля обращений - 67,3% относится к вопросам начисления имущественных налогов – 832 (22,6 % от общего числа обращений), транспортного налога – 523 (15 %), начисление земельного налога – 391 (10,7 %), организации работы с налогоплательщиками – 480 (13 %), уплаты налога на доходы физических лиц - 224 (6 %). В сравнении - в 2011 году основная масса обращений - 55,6% касалась вопросов: налог на имущество – 309 (12 %),транспортного налога – 428 (16,7 %), начисление земельного налога – 352 (13,8 %), организации работы с налогоплательщиками – 179 (7 %), уплаты налога на доходы физических лиц - 157 (6,1 %).
Резкое увеличение количества обращений связано с массовой рассылкой налоговых уведомлений физическим лицам на уплату имущественных налогов (транспортного налога, земельного налога и на имущество физических лиц). В 2012 году к единому налоговому уведомлению прилагается бланк заявления налогоплательщика, которое предусматривает возможность информирования налогового органа о наличии в едином налоговом уведомлении недостоверной информации о принадлежащем ему имуществе. В результате граждане активно направляют Интернет-обращения о не соответствии данных в налоговых уведомлениях.
Причиной возникновения вопросов, в большинстве случаев, является незнание гражданами налогового законодательства о налогах и сборах и расхождением данных в информационных ресурсах, полученных из внешних источников (органов ГИБДД и Росреестра).
В 2011 году органами БТИ Кировской области был произведен перерасчет инвентаризационной стоимости всех объектов недвижимого имущества по состоянию на 01.01.2011, с применением коэффициента 8,22 к уровню цен 1998 года. Соответствующая инвентаризационная стоимость применена налоговыми органами Кировской области при исчислении налога на имущество физических лиц за налоговый период 2011 года. В результате граждане обращаются за разъяснениями по вопросам увеличения суммы налога на имущество физических лиц.
Для принятия положительных решений по обращениям граждан, в случаях несоответствия данных, указанных в налоговом уведомлении, налоговые органы направляют запросы в органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области, Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кировской области, Управление Федеральной миграционной службы по Кировской области и Управление ГИБДД по Кировской области). Согласно сведениям, поступившим из указанных органов, вносятся изменения в информационные ресурсы баз данных налоговых органов. В случаях представления налогоплательщиками документов, подтверждающих льготы по имущественным налогам, налоговыми органами производится перерасчет налога, направляются уточненные налоговые уведомления. В случаях, возникновения излишне уплаченных сумм налога, образовавшаяся переплата может быть учтена в счет будущих платежей или зачислена на расчетный счет по письменному заявлению налогоплательщика в налоговый орган.
За 2012 год от участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла в подведомственные инспекции поступило 12 заявлений в Межрайонную ИФНС России № 1 по Кировской области, УФНС – 1- перенаправленное для ответа в Межрайонную ИФНС России № 8 по Кировской области) по вопросам предоставления льготы по земельному и имущественному налогу. Обращения поступили в 3 квартале 2012 года после рассылки налоговых уведомлений. По всем обращениям в базу данных инспекции внесены изменения и заявителям направлены ответы в срок.
Граждане не оставляют без внимания факты нарушений налогового законодательства физическими и юридическими лицами (116- 3,2 %). Обращения с просьбой о проведении выездных налоговых проверок содержали сигналы о сокрытии доходов, неуплате налогов, применении схем «конвертных» выплат заработной платы работникам, незадекларированной сдачи квартиры внаем. Также корреспонденты отводили внимание проверкам фактов нарушения законодательства о применении контрольно-кассовой техники (79 – 2,2 %).
С жалобами на решения нижестоящих инспекций обратилось 36 корреспондентов (1% от общего числа) в Управление, которые рассматриваются в соответствии с порядком рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке. Решения принимаются в соответствии с НК, сложившейся судебной практикой, позицией ФНС России, Минфина России. Из них, 17 жалоб оставлены без удовлетворения, 5 находится на рассмотрении, 5 жалоб удовлетворены частично, 4 жалобы удовлетворены, без рассмотрения - 2, отозваны заявителем - 3.
За отчетный период Управлением было перенаправлено 7 обращений граждан в другие государственные органы по принадлежности.
Одной из составляющих работы Управления и инспекции с обращениями граждан является личный прием граждан, который осуществлялся в соответствии с Положением об организации личного приема граждан и с октября 2012 Административным регламентом № 25н. Определены дни и часы личного приема граждан руководством управления и подведомственными инспекциями. На личном приеме у руководства налоговых органов области в 2012 году было 69 граждан. Вопросы касались тех же проблем, что и в письменных обращениях граждан: правомерность начисления и уплата транспортного, земельного налога и налога на имущество; задолженности и оплата пени по налогам; порядка предоставления льготы; правомерности непредставления вычетов на ребенка; разъяснения порядка снятия с учета в качестве индивидуального предпринимателя; сообщения факта неуплаты налогов и сомнительных сделках руководства предприятия.
Всем обратившимся гражданам были даны подробные разъяснения, в необходимых случаях были приняты письменные заявления для рассмотрения в отдел работы с налогоплательщиками и подготовки письменного ответа.
Вопросы эффективности работы с обращениями граждан рассматривались на совещаниях, семинарах и технических учебах в Управлении и подведомственных инспекциях в количестве - 28.
В соответствии с Регламентом организации работы с налогоплательщиками в инспекциях и Управлении организована работа телефонно-справочной службы, информация, о работе которой размещена на стендах в зданиях инспекций, в печатных СМИ и на Интернет-сайте Управления.
В отделе работы с налогоплательщиками и СМИ Управления, осуществляется круглосуточно прием обращений абонентов в автоматическом режиме с записью сообщения на автоответчик по «телефону доверия». Из них, 70 сообщений направлено в районные инспекции для проведения контрольных мероприятий. Для получения дополнительной информации и совершенствования деятельности налоговых органов, оперативного реагирования на нарушения налогового законодательства, коррупционных и других правонарушений, обеспечения защиты прав и законных интересов граждан, на телефон справочной службы обратилось – 3052 корреспондента.
Для снижения количества обращений граждан в Управлении и инспекциях проводится огромная работа. 20-21 апреля и 21-22 октября 2012 года в налоговых органах Кировской области прошли Дни открытых дверей, которые посетили 12 тысяч налогоплательщиков. Публикуется на сайте в интернете, в СМИ и транслируется в пассажирском транспорте самая «горячая» информация о налогах, установлена многоканальная справочная телефонная связь, телефоны доверия. Конечно, большую роль играют также сведения из внешних источников (ГИБДД, Росреестр, УФМС), которыми владеет инспекция, часто не соответствуют действительности. Для выхода из сложившейся ситуации в июле 2012 года на рабочих совещаниях с УГИБДД МВД России по Кировской области филиалом ФГБУ «ФКПРосреестра» была достигнута договоренность по реализации электронного межведомственного документооборота по обращению граждан о недостоверной информации, содержащейся в налоговом уведомлении о принадлежащем ему имуществе. Это позволило значительно сократить время поступления ответа от регистрирующих органов (14 рабочих дней) и направления ответу на обращение налогоплательщику. В свою очередь это исключает повторное обращение налогоплательщика. Достоверные сведения об имуществе граждан и адресах регистрации во многом будут способствовать снижению количества обращений граждан.
С 09.01.2013 ФНС России на сайте Управления начал работу сервис «Узнать о жалобе», который позволяет организациям и физическим лицам оперативно в режиме онлайн получать информацию о ходе и результатах рассмотрения жалоб, заявлений, обращений, поступивших как в Управление ФНС России по Кировской области, так и в Федеральную налоговую службу.
В УФНС Кировской области за 2012 год поступило 3685 обращений граждан
Управлением подведены итоги работы с обращениями, заявлениями, жалобами граждан за 2012 год.
Начать дискуссию