НДС

При продаже права на заключение договора аренды участка земли уплачивается НДС

В УФНС по Пермскому краю рассмотрены вопросы налогоплательщика о том, является ли операция по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в госсобственности, объектом налогообложения по НДС.
В УФНС России по Пермскому краю рассмотрены вопросы налогоплательщика о том, является ли операция по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость? В случае, если средства, полученные за указанную операцию, подлежат налогообложению, могут ли признаваться налоговыми агентами плательщики платы за продажу права на заключение договора аренды земельного участка? Публикуется комментарий по существу заместителя начальника камерального отдела Е.В. Кучиновой.

На основании пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса передача имущественных прав признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом п. 2 ст. 146 и ст. 149 Налогового кодекса установлены перечни операций, соответственно не признаваемых объектом налогообложения и освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
 
В соответствии с пп. 17 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождены операции по реализации услуг, оказываемых государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам прав, за которые взимаются пошлины и сборы, в том числе платежи в бюджет за право пользования природными ресурсами. В связи с этим арендные платежи за право пользования земельными участками налогом на добавленную стоимость не облагаются.
 
Что касается прав на заключение договора аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, то данные права вышеуказанными перечнями не предусмотрены. Поэтому плата за предоставление данных прав включается в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
 
Пунктом 3 ст. 161 Налогового кодекса установлены особенности уплаты налога на добавленную стоимость при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества, а также при реализации (передаче) на территории Российской Федерации имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего казну. В указанных случаях налог на добавленную стоимость в бюджет уплачивают арендаторы и покупатели (получатели) указанного имущества.
 
Таким образом, п. 3 ст. 161 Налогового кодекса предусматривается включение в налоговую базу арендной платы по каждому арендованному объекту имущества. Доходы от продажи права на заключение договора аренды не относятся к арендной плате. Размер и порядок уплаты арендной платы устанавливается договором аренды земельного участка.
 
При реализации прав на заключение договора аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, особенностей уплаты налога на добавленную стоимость Налоговым кодексом не установлено.
 
Пунктом 2 ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в качестве продавца права на заключение договора аренды земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган самоуправления.
 
Таким образом, операция по продаже права на заключение договора аренды земельного участка является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, при осуществлении которой исполнительные органы государственной власти должны уплачивать налог на добавленную стоимость в бюджет. При этом плательщики платы за продажу права на заключение договора аренды земельного участка налоговыми агентами не признаются.

Комментарии

1
  • Над. К

    Информация актуальна. Продажа права аренды НДС облагается, если продавец налогоплательщик НДС