По итогам 9 месяцев 2014 в службу досудебного аудита Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике поступило 78 жалоб от налогоплательщиков. Они оспаривали решения нижестоящих налоговых инспекций, вынесенные по итогам камеральных или выездных проверок, постановления по делам об административных правонарушениях, действия (бездействия) должностных лиц территориальных налоговых органов и др., на общую сумму миллиард 93 млн руб .
В этом году число жалоб сократилось на 36% или на 21, но оспариваемая сумма увеличилась на 449 млн руб. Для сравнения: в январе — сентябре 2013 она составляла - 643 млн руб.
В отчетный период Управлением удовлетворено 30 жалоб (43,4% от общего количества рассмотренных). Процент решений, вынесенных в пользу налогоплательщика, увеличившись на 1,2%, составил 5,7 % от оспариваемых сумм по рассмотренным жалобам (62 млн рублей). Это на 21 млн руб. меньше показателей 2013 ( 83 млн руб.).
Напомним, процедура досудебного урегулирования налоговых споров – это часть системы внутреннего контроля налоговых органов, которая позволяет налогоплательщикам защищать свои права, не прибегая к судебной процедуре.
Раньше, если налогоплательщик считал, что своим действием или, наоборот, бездействием, инспектор, его руководитель или инспекция в целом, нарушили его права и законодательство, ему приходилось обращаться в суд. С 1 января 2014 правила поменялись: все акты налоговых органов должны быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе.
Иными словами, с этой даты налогоплательщик, прежде чем подать на налоговиков в суд, должен обратиться в вышестоящий налоговый орган. Например, не согласившись с действиями межрайонной инспекции, он должен написать жалобу в вышестоящую организацию — в Управление Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике.
Налогоплательщик имеет право обжаловать во внесудебном порядке как решения, вынесенные по результатам проведения налогового контроля, так и любое требование, решение, постановление налоговой инспекции как непосредственно направленное на взыскание налогов, так и имеющее обеспечительный характер, например, постановление об аресте имущества или решение о приостановлении операций по счетам в банке.
Жалобу необходимо подавать именно в тот налоговый орган, который уполномочен ее рассматривать, а апелляционную жалобу — в налоговый орган, вынесший решение (он, приложив все необходимые документы, самостоятельно перешлет ее в вышестоящий орган).
Все доводы заявителя будут объективно рассмотрены подразделениями досудебного урегулирования налоговых споров управления в течение месяца (пятнадцати рабочих дней) со дня получения жалобы. Этот срок может быть продлён, но не более чем на месяц и 15 рабочих дней соответственно. О принятом решении заявителю сообщают письменно.
В частности, если будет установлено, что права и законные интересы налогоплательщика нарушены в связи с отсутствием задолженности у заявителя или нарушена процедура взыскания, права налогоплательщика в кратчайшие сроки будут восстановлены.
Такой порядок разрешения споров имеет ряд преимуществ для налогоплательщиков: простая форма обращения, экономия на судебных расходах и уплате государственной пошлины, короткие сроки рассмотрения жалобы и отсутствие необходимости личного участия.
На сайте ФНС России созданы специальные интернет-сервисы «Узнать о жалобе», «Решения по жалобам», «Обратиться в УФНС», которые позволяют налогоплательщику узнать о поданной жалобе и стадии ее рассмотрения.
Начать дискуссию