С начала 2014 года обязательный досудебный порядок обжалования применяется ко всем видам налоговых споров, в том числе в отношении обжалования иных актов налоговых органов ненормативного характера, а также действий или бездействия их должностных лиц.
Изменение законодательства повлекло увеличение числа поступивших от налогоплательщиков жалоб. Так, за 2014 год в УФНС России по Московской области поступило 2295 жалоб налогоплательщиков на решения нижестоящих налоговых органов, а также действия (бездействие) их должностных лиц, что на 4,2% больше, чем в 2013 году.
Управлением рассмотрено 1830 жалоб на общую сумму 11,8 млрд. рублей. В том числе:
- от юридических лиц - 1114 жалоб (на 178 единиц или на 13,8% меньше, чем в 2013 году);
- от индивидуальных предпринимателей - 177 жалоб (на 21 единицу или на 10,6 % меньше, чем в 2013 году);
- от физических лиц - 539 жалоб (на 41 единицу или на 8,2 % больше, чем в 2013 году).
По результатам рассмотрения удовлетворено 743 жалобы налогоплательщиков, что на 75 единиц или 11,2 % больше, чем в прошлом году. При этом соотношение количества удовлетворенных жалоб к числу рассмотренных составило 40,6%, в 2013 году этот показатель составлял 33,6 процента. Сумма удовлетворенных требований налогоплательщиков составила 2,3 млрд. руб. или 19,4 % от общей суммы оспариваемых налогоплательщиками требований.
При рассмотрении жалоб особое внимание уделялось соблюдению сотрудниками инспекций прав налогоплательщиков и мерам по устранению установленных нарушений.
Объективное рассмотрение жалоб на стадии досудебного разбирательства позволило существенно снизить количество судебных споров. Так, за прошедший год к налоговым органам Московской области предъявлено и рассмотрено судами 470 исков налогоплательщиков, что на 21,8 % меньше, чем в 2013 году. В более чем половине случаев позиция налогового органа была поддержана судами.
Начать дискуссию