Система досудебного урегулирования налоговых споров способствует скорейшему объективному разрешению споров. В 2014 г. в ИФНС России по Центральному округу г. Братска в рамках досудебного урегулирования налоговых споров поступило 58 жалоб (в 2013 г. – 65 жалоб). Все они были рассмотрены вышестоящим налоговым органом – региональным Управлением налоговой службы. В удовлетворении претензий налогоплательщиков отказано в 26 случаях (в 2013 г. – в 30). В 32 случаях жалобы налогоплательщиков удовлетворены полностью или частично (в 2013 г. – 35).
Система досудебного урегулирования налоговых споров действует уже седьмой год. С 2014 г. процедуры досудебного урегулирования налоговых споров стали обязательными для всех налогоплательщиков - юридических и физических лиц. То есть на досудебной стадии для налогоплательщика стало возможным разрешать разногласия, касающиеся не только результатов налоговых проверок, но и иных действий налоговых органов, таких как блокировка счетов, отказ в возмещении уплаченных налогов и убытков налогоплательщика. Срок рассмотрения жалобы – от месяца до двух, в зависимости от категории спора, что намного быстрее судебного разбирательства.
Теперь, прежде чем обратиться в суд, налогоплательщик обязан попытаться урегулировать разногласия, не выходя за пределы самой налоговой системы, при этом для физических лиц досудебное обжалование введено впервые. Ранее и юридические лица имели право сразу обращаться в суд по спорам, касающимся, например, неправомерной блокировки счетов в банке, отказа в возврате налогов, штрафов за непредставление отчетности в срок и т.д. Теперь надо подавать жалобу в региональное управление налоговой службы.
Жалоба подается в письменной форме через свою налоговую инспекцию, которая в течение трех дней должна направить саму жалобу и материалы по ней в вышестоящий орган (п. 1 ст. 139, п. 1 ст. 139.1 НК РФ).
В суд можно обращаться не ранее даты окончания срока рассмотрения жалобы или даты принятого вышестоящим налоговым органом решения по ней.
Начать дискуссию