Президиум Свердловского областного суда постановлением от 22.04.2015 по делу № 44у-50/2015 удовлетворил кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России № 27 по Свердловской области на приговор городского суда города Лесного Свердловской области и апелляционное постановление Свердловского областного суда и, тем самым, поддержал правовую позицию налогового органа о необходимости возмещения непосредственного руководителем организации имущественного вреда, причиненного бюджетной системе РФ в виде не уплаченных организацией налогов, пеней и штрафов, путем совершения налоговых преступлений.
Президиум Свердловского областного суда указал на то, что в соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим.
Данные требования корреспондируют положениям ст. 54 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым в качестве гражданского ответчика может быть привлечено физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации несет ответственность за вред причиненный преступлением.
Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2006 № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» истцами по гражданскому иску могут выступать налоговые органы (подп. 16 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации) или органы прокуратуры (ч. 3 ст. 44 Уголовно-процессуального кодекса), а в качестве гражданского ответчика может быть привлечено физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с законодательством (статьи 1064 и 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации) несет ответственность за вред, причиненный преступлением (статья 54 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
Гражданка М., являясь руководителем организации, совершая противоправные действия, руководствовалась преступным умыслом, направленным на уклонение от уплаты налогов, реализовав который причинила ущерб бюджету Российской Федерации (ч. 1 и 2 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из установленных судом фактических обстоятельств дела, ущерб Российской Федерации в виде не уплаченных налогов, пени, в том числе неправомерного возмещения НДС, причинен гражданкой М. как физическим лицом, возглавляющим юридическое лицо, и в соответствии со ст. 27 Налогового кодекса Российской Федерации являющейся его законным представителем.
Ссылка в приговоре на положения Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие круг налогоплательщиков и порядок исполнения налоговых обязательств как основание отказа в удовлетворении гражданского иска, не основана на законе, поскольку Межрайоной ИФНС России № 27 по Свердловской области фактически были заявлены требования не о взыскании налогов, а о возмещении ущерба, причиненного преступлением.
Президиум Свердловского областного суда вернул материал дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции и указал на необходимость проанализировать в совокупности и взаимосвязи нормы уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, налогового законодательства, регламентирующие порядок возмещения ущерба, причиненного преступлением, и принять правильное решение.
Начать дискуссию