Право

«Основная цель претензионной работы – еще больше повысить качество нашего сервиса»

В работе международной компании, занимающейся перевозками, много необычного для юриста. Об этом нам рассказал Павел Громов, начальник юридического отдела ООО «ТНТ Экспресс Уорлдуайд (СНГ)» – российского отделения международной компании «TNT Express».

В работе международной компании, занимающейся перевозками, много необычного для юриста. Об этом нам рассказал Павел Громов, начальник юридического отдела ООО «ТНТ Экспресс Уорлдуайд (СНГ)» – российского отделения международной компании «TNT Express».

Павел Громов, начальник юридического отдела ООО «ТНТ Экспресс Уорлдуайд (СНГ)»
Павел Громов родился в 1981 году в Москве. В 2003 году с отличием закончил юридический факультет Российской таможенной академии. После этого год работал таможенным инспектором правового отдела Центральной акцизной таможни, затем – юристом и руководителем юридического отдела в холдинге, занимающемся перевозками. В мае 2007 года пришел на должность руководителя юридического отдела ООО «ТНТ Экспресс Уорлдуайд (СНГ)».Имеет степень кандидата юридических наук, член Палаты налоговых консультантов.

 – Какое место российское отделение TNT Express занимает в международной сети компаний TNT?

  – TNT Express в России – самостоятельное юридическое лицо со 100-процентным голландским участием, одна из ячеек глобальной сети компаний TNT Express, которая работает более чем в 200 странах мира. Отдельные ячейки объединяются в группы на региональном уровне. Наша компания входит в региональную группу Восточной и Южной Европы. Основной вид деятельности TNT Express – экспресс‑доставка отправлений и корпоративных грузов.

  Организационная работа. Зачем нужны консультации с юристами в Голландии?

 – Ваша юридическая служба полностью самостоятельна в работе или центральный офис сети компаний TNT Express может давать вам обязательные указания?

 – В вопросах, касающихся российского права, мы полностью самостоятельны. Но когда речь идет о крупных проектах (корпоративных изменениях, внедрении во всей сети новой программы работы с клиентами и т. д.), мы контактируем по методическим вопросам реализации этих проектов с юридической службой главного офиса сети компаний в Амстердаме или юридической службой нашей региональной группы. Например, сеть повсеместно внедряет новые условия работы с клиентами. В связи с этим необходимо проанализировать, какие существуют локальные законодательные требования к реализации этих условий, насколько эти нововведения будут соответствовать глобальному корпоративному подходу. Исходя из этого, корректируется генеральная линия изменений.

 – Как устроена ваша юридическая служба?

  – Наша служба обеспечивает правовое сопровождение деятельности всех подразделений компании в России: не только головного офиса, но и 13 региональных филиалов; оказывает правовую поддержку компаниям обширной агентской сети. Функционально юридическая служба разделена на два отдела – собственно юридический и отдел, который занимается претензионной работой, а также взаимодействием со страховыми компаниями в процессе страхования грузов. Оба отдела подконтрольны мне.

 – Какие основные направления деятельности у юристов отдела?

  – Пожалуй, такие же, как и у юридической службы любой другой компании: договорная работа, представительство интересов компании в судах, анализ различных проектов на предмет юридических рисков, представление интересов компании в госорганах, профессиональных ассоциациях (в частности, в Ассоциации экспресс-перевозчиков и Ассоциации европейского бизнеса). Хотя последнее – это скорее лично моя функция, чем всего отдела.

  – У компании собственный обширный автопарк. Постановкой автомобилей на учет, разбирательством с ГИБДД в случае аварий занимается юридическая служба?

  – Нет, у нас есть общий отдел, который занимается в том числе и этими вопросами. Только если ситуация доходит до суда (допустим, страховая компания отказывает в страховой выплате после аварии), привлекаются юристы. Но подобных дел у нас единичные случаи.

Претензионная работа. Как юристы повышают качество сервиса

– Почему претензионный отдел обособлен?

 – Специалисты этого отдела занимаются достаточно стандартными вопросами, которые уже отработаны на практике. Для них существуют унифицированные процедуры, поэтому в этом отделе могут работать начинающие юристы. Специалисты юридического отдела привлекаются к претензионным вопросам только в сложных ситуациях, которые требуют особого внимания, или когда ясно, что не обойтись без судебного разбирательства. Кстати, претензионный отдел рассматривает не только претензии материального характера, но и вообще любые письменные жалобы недовольных клиентов, даже если они не выдвигают материальных требований. Кроме подготовки мотивированных ответов наши специалисты занимаются также анализом причин, которые привели к появлению этих претензий, их систематизацией в базе данных и разработкой проектов решений для их устранения в работе компании. Основная цель этой работы – еще больше повысить качество нашего сервиса.

– Это скорее организационная работа. Чем обусловлена ее передача юридической службе?

 – Функционально проще, если вся работа, касающаяся претензий, скоординирована в одном центре, а не распыляется между разными подразделениями. Кроме того, клиентам удобнее иметь одно контактное лицо. Для работы с крупной компанией это важно.

– Претензии часто перерастают в судебные разбирательства?

 – Нет, очень редко. В основном споры с контрагентами и клиентами удается решить путем переговоров. Кроме того, в компании существует специальный порядок принятия коммерческих решений, касающийся споров. Например, бывает, что мы выплачиваем клиенту компенсацию, которую он просит, хотя видим, что с правовой точки зрения для этого нет оснований (компания не виновата). Но мы исходим из коммерческой заинтересованности в этом клиенте. Точно так же мы можем посчитать нецелесообразным предъявлять иск нашему контрагенту – транспортной организации, с которой у нас заключено агентское соглашение. Даже если с ее стороны были какие-то нарушения, причинившие нам ущерб. Аналогично решается вопрос в конфликтах с нашими арендодателями – владельцами складов. Для нас важнее всего обеспечить бесперебойную текущую деятельность компании. Если не складываются отношения с арендодателем, то вопрос о возможном судебном разбирательстве надо решать исходя из того, есть ли у нас на данный момент «запасной аэродром», чтобы безболезненно перевести склад туда. Вообще любые судебные споры могут быть эффективны, только когда они не мешают хозяйственной деятельности. Поэтому решение о целесообразности судебного разбирательства мы принимаем по согласованию с операционным отделом и финансовой службой компании. Для нас лучший способ решить конфликт с контрагентом – это заблаговременно исключить саму возможность его развития еще на стадии заключения договора, правильно сформулировав условия.

– Наверняка для международных доставок компания пользуется услугами подразделений TNT Express в других государствах. Как решается вопрос с ответственностью за повреждение или утрату груза между двумя компаниями одной сети?

 – Действительно, бывают ситуации, когда одно из подразделений сети TNT Express считает, что в сложившейся ситуации виновато другое подразделение. На этот счет существует специальный внутрикорпоративный порядок, устанавливающий критерии, при которых можно предъявлять претензии. Общее правило такое: право на предъявление претензии есть только у того, в чей адрес поступил груз. То есть если мы в России получаем груз с повреждением от TNT Express, например, Польши, то мы можем заявить им соответствующие требования.

Сложности с таможней. Зачем юристу компании участвовать в законотворчестве

– Судя по вашим словам, у компании практически нет арбитражных споров. Или все-таки есть?

 – Есть, и немало. Но значительная часть из них не с контрагентами, а с таможенными органами. Суть любой экспресс-перевозки – в быстрой доставке отправления «от двери до двери» (мы забираем груз или другое отправление у клиента и сдаем получателю в конечном пункте назначения). При наличии соответствующего поручения клиента при международной доставке мы занимаемся таможенным оформлением. Учитывая неоднозначность некоторых норм таможенного законодательства, которые оставляют широкое поле для разных трактовок, а также принимая во внимание наши объемы перевозок (TNT Express оформляет сотни тысяч таможенных деклараций в год), физически невозможно, чтобы у компании не было никаких нарушений в части таможенного оформления. В частности, из-за расхождений с таможенными органами во взглядах на те или иные вопросы чаще других выносятся постановления о штрафах на основании статьи 16.2 Кодекса об административных нарушениях. В основном речь идет о ситуациях, когда они считают, что мы представили недостоверные сведения о грузе. Мы оспариваем такие постановления в суде.

– Успешно?

 – В основном да. Вообще оспаривание постановлений о привлечении к ответственности за нарушения таможенных правил – для нас необходимость. У компании есть свидетельства о включении в реестр таможенных брокеров, таможенных перевозчиков и владельцев складов временного хранения. Разумеется, эти документы для нее жизненно важны. Но если компания – таможенный брокер в течение года больше одного раза привлекается к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела, то ее могут исключить из реестров. Это предусмотрено статьей 98 Таможенного кодекса. Данная норма не только осложняет нашу работу, она вообще вносит нестабильность в общую ситуацию на рынке услуг таможенных брокеров и сферу ВЭД. В выгодном положении оказываются так называемые «серые брокеры» – компании, которые оказывают соответствующие услуги, вообще не рискуя своим свидетельством, поскольку декларирование осуществляется клиентами, соответственно все риски ошибок возлагаются на них же.

– Получается, из этой ситуации нет выхода?

 – Выход есть, и мы работаем в этом направлении. В рамках участия в Ассоциации экспресс-перевозчиков юридические службы разных экспресс-перевозчиков при нашем активном участии подготовили проект федерального закона о внесении изменений в Таможенный кодекс. Мы хотим, чтобы основанием для исключения компании из соответствующего реестра был не просто факт неоднократного нарушения в течение года, а факт неоднократного неисполнения постановления о привлечении к ответственности. Проще говоря, если компания в течение года больше одного раза не заплатила наложенный на нее штраф и тем самым не компенсировала негативные последствия нарушения. На наш взгляд, это более справедливый подход. Сейчас идет обсуждение этого законопроекта в Экспертном совете по таможенному регулированию Комитета по бюджету и налогам Государственной думы.

Плюс еще три вопроса

Ваша работа связана со стрессом?

 Определенные стрессовые ситуации, конечно, есть. Они связаны с необходимостью быстро переключаться с одной задачи на другую. А в течение дня задачи могут поступать совершенно разноплановые. Но я в этом смысле уже «закален в боях».

У вас степень кандидата наук, Кембриджский сертификат САЕ, статус консультанта по налогам и сборам. Вы так любите учиться?

 Дело не столько в любви к учебе, сколько в осознании того, что для дальнейшего развития мне необходимы дополнительные знания либо «перестройка мозгов» и приобретение нового инструментария для роста (так было в случае с аспирантурой Института государства и права РАН).

Как получилось, что вы пришли в такую крупную компанию, как TNT Express, сразу на руководящую должность в 25 лет?

 Думаю, сыграло роль то, что на тот момент я обладал квалификацией именно в сфере, необходимой компании. Я уже руководил юридическим отделом в холдинге, занимающемся в том числе перевозками, и плюс к этому был хорошо знаком с таможенным законодательством.

Начать дискуссию

На Госуслугах будут тестировать новую платформу коммерческих согласий

Участники финансового рынка запустят новый сервис на Госуслугах, который позволит клиентам не вводить одни и те же личные данные при оформлении продукта, а просто дать согласие организации на использование той информации, которая уже есть в другой.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Росбанк и УК «Лидер» вернули средства со счета Euroclear

Суд встал на сторону инвесторов в деле о блокировке иностранных активов.

Силовики пришли на пивзавод «Афанасий» в Твери

О причинах визита правоохранительных органов пока что неизвестно. Не исключено, что проверка связана с «пивной» схемой уклонения от уплаты налогов.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Бесплатно с Первичные документы

Какие документы заменяет УПД. Новый формат УПД с 2025 года. Мини-курс

Универсальный передаточный документ используется в качестве замены части первичных документов. Какие документы он заменяет и какой формат УПД использовать с 2025 года рассказываем в мини-курсе.

Какие документы заменяет УПД. Новый формат УПД с 2025 года. Мини-курс

🌞 Хотят увеличить МРОТ и декретные. В мае надо пораньше выплатить зарплату. Топ новостей за неделю

Мы собрали для вас самые важные бухгалтерские новости последней недели, которые вы могли пропустить.

Бесплатно с Отпускные

Можно ли взыскать деньги с работника, который взял отпуск авансом, а потом уволился

Не всегда разумно идти навстречу пожеланиям трудящихся – предоставлять им отпуска авансом вне графика за еще не отработанный период. Но если такая ситуация произошла, как быть работодателю, можно ли удержать переплату?

Можно ли взыскать деньги с работника, который взял отпуск авансом, а потом уволился
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

👷‍♂️👨‍💻🔧 Кто должен проходить обучение по охране труда на предприятии

Согласно ст. 225 ТК, получить базовые знания по охране труда должны все сотрудники, однако существуют и специальные программы для разных категорий работников. Разбираемся, кто и по каким программам обязан проходить обучение в компании.

👷‍♂️👨‍💻🔧 Кто должен проходить обучение по охране труда на предприятии

Как защитить бизнес от необоснованных нападок потребителей

Разберем, как потребители злоупотребляют своими правами и как честным предпринимателям защитить свой бизнес.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Как уменьшать налог по УСН на взносы, НМА в 2024 году, важные разъяснения Минфина и ФНС. Дайджест разборов

Подготовили для вас новый дайджест разборов от «Клерка». Сегодня для вас самые читаемые разборы за апрель, а также два абсолютно новых разбора.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
ЭДО

В сервисе «Прозрачный бизнес» теперь можно узнать больше о контрагентах

ФНС в сервисе «Прозрачный бизнес» разместила информацию о подключении бизнеса к электронному документообороту (ЭДО).

Развитие бизнеса с сайта знакомств, как правило, не начинается

Оперативники задержали подозреваемого в мошенничестве через сайт знакомств в отношении жительниц Краснодарского края и Москвы.

Что такое гарантийное письмо и в каких случаях оно необходимо

Гарантийное письмо подтверждает возникновение обязательств между сторонами и условия сделки. Такой документ можно предоставить арендодателю, клиенту или кредитору как гарантию исполнения своих обязательств. Если сторона свои обещания нарушила, с таким документом можно идти в суд.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Договор на трудоустройство в модельное агентство актером массовых сцен может оказаться на кредит

На юго-востоке Москвы сотрудники полиции задержали подозреваемых в многоэпизодном мошенничестве под видом трудоустройства в модельное агентство актером массовых сцен.

Как заполнять новые реестры для экспортного НДС 0%

При реализации товаров на экспорт применяется ставка НДС 0 %. Для подтверждения права применения данной ставки необходимо использовать реестры. Ранее экспортеры представляли подтверждающие экспорт документы, как на бумаге, так и в виде реестров сведений в электронном виде.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Простым языком про счета за границей

Клиент задаёт нам вопрос: у меня открыты карты в иностранных банках для поступления средств и оплаты иностранных сервисов. Надо ли сдавать отчет о них и если да, то куда и когда?

⚡️ Итоги дня: TikTok возвращается в Россию, CDEK доставляет автомобили, а IT-компании не договорились о создании российской операционки

Подготовили обзор главных событий дня — 3 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Депутат предлагает официально продавать красивые госномера для автомобилей

Если власти начнут продавать автомобильные номера, то за первый год федеральный бюджет пополнится на 35 млрд рублей.

IT-компании

IT-компаниям нужно до 1 июня подтвердить аккредитацию

С 8 мая до 1 июня 2024 года IT-компании должны подтвердить госаккредитацию, указать долю доходов от профильной деятельности, а также внести сведения о продаже программ, включенных в реестр отечественного ПО.

Что нужно проверить компании перед тем, как обратиться за кредитом

Чаще всего кредиторы не предоставляют финансирование должникам из реестра ФССП, банкротам и тем, у кого плохая кредитная история.

Интересные материалы

Бизнесу помогут оценить стоимость компании на рынке

Роспатент может создать универсальную методику оценки интеллектуальной собственности, в том числе НМА.