НК РФ

Налоговики обязаны провести камеральную проверку уточненной декларации, даже если с момента окончания соответствующего налогового периода прошло более трех лет

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.02.10 № А42-3884/2009

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.02.10 № А42-3884/2009


Суть спора. Организация представила в ИФНС уточненные декларации по НДС. Однако инспекторы сообщили налогоплательщику, что трехлетний срок после окончания налоговых периодов, за которые представлены уточненные декларации, истек.

Поэтому суммы налога, заявленные к возмещению в данных декларациях, возмещению из бюджета не подлежат.

Позиция суда. Суд признал бездействие налогового органа незаконным, поскольку у него не было оснований для непроведения камеральных проверок уточненных деклараций.

Налогоплательщики должны представлять в установленном порядке декларации, если такая обязанность предписана налоговым законодательством, а также и иные предусмотренные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (ст. 23 НК РФ).

Пунктом 1 статьи 81 НК РФ установлено, что, если в поданной декларации обнаружено неотражение или неполное отражение сведений, а также ошибки, приводящие к занижению суммы налога, налогоплательщик обязан внести изменения и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

Если же найдены ошибки, не приводящие к занижению суммы налога, то предприятие вправе внести в декларацию необходимые изменения и представить уточненную налоговую декларацию в порядке, оговоренном статьей 81 НК РФ. При этом уточненная декларация, поданная после истечения установленного срока, не считается представленной с его нарушением.

Налоговый орган не имеет права отказать в принятии налоговой декларации (п. 4 ст. 80 НК РФ).

Камеральная проверка декларации проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями и без какого-либо специального решения руководителя. Срок для проверки по общему правилу составляет три месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ).

В периоды, за которые были поданы уточненные декларации, действовали положения статьи 87 НК РФ, предусматривающие, что проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Однако в рассматриваемой ситуации эти сроки не применимы. Дело в том, что они определены в качестве гарантии защиты интересов организаций и не распространяются на проверку уточненных деклараций.

Налоговое законодательство не содержит положений, запрещающих налогоплательщику представлять уточненные декларации либо ограничивающих такое право каким-либо сроком. При этом отказ налоговиков в принятии декларации является неправомерным.

Следует учитывать и положения абзаца 2 пункта 1 статьи 54 НК РФ. Согласно им, при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, пересчитать ее надо за тот период, в котором были совершены указанные ошибки. Компания вправе подать уточненную декларацию, а налоговый орган в силу статей 32, 81, 87 и 88 НК РФ обязан ее принять и провести камеральную проверку.

Таким образом, инспекция нарушила перечисленные нормы налогового законодательства, поскольку не провела камеральную проверку представленных уточненных деклараций.

Примечание «ДК». Налоговый кодекс ничем не ограничивает сроки подачи уточненных налоговых деклараций. Это означает, что в первую очередь налоговики обязаны провести камеральную проверку уточненной декларации и не могут отказать в этом налогоплательщику*.

* Такой вывод подтверждают постановления Президиума ВАС РФ от 07.02.06 № 11775/05, ФАС Западно-Сибирского округа от 03.07.07 № Ф04-4373/2007(35875-А27-26).

Александра Ильина, юрист компании «Арбитражные споры», комментирует эту ситуацию так:

Если в соответствии со статьей 87 НК РФ в ее прежней редакции камеральной налоговой проверкой, как и выездной, могли быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, то Федеральный закон от 27.07.06 № 137-ФЗ данное ограничение исключил.

Ссылки налоговиков на пункт 2 статьи 173 и пункт 7 статьи 78 НК РФ, которые ограничивают право предприятий на возмещение НДС трехлетним сроком, а также на зачет и возврат налога, в обоснование отказа от проверки уточненной декларации, поданной за пределами этого срока, неправомерны.

Указанные нормы не препятствуют организации в случае пропуска установленного ими срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Кроме того, отсутствие законодательно определенного срока подачи «уточненки» означает, что привлечь к ответственности за ее несвоевременное представление нельзя. Хотя налоговики не оставляют попыток это сделать**.

** См., например, постановления ФАС Московского от 24.03.10 № КА-А41/2295-10, Северо-Кавказского от 21.08.09 № А32-16729/2008-46/220, Уральского от 21.10.08 № Ф09-7589/08-С3 округов.

 

Статья напечатана в журнале "Документы и комментарии" №11, июнь 2010 г.

Начать дискуссию