Споры о правах на земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" и ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" и ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом.

В силу ч. 3 и ч. 4 ст. 16 ФЗ «О введении…»  органы власти формируют земельный участок, на котором расположен данный дом при соответствующем заявлении от ТСЖ. Момент возникновения права общей долевой собственности у собственников жилья различен в зависимости от даты формирования земельного участка. Так, если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ (и проведен государственный кадастровый учет), право общей долевой собственности на него считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (ч. 2 ст. 16 «О введении …»).

Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (ч. 5 ст. 16 «О введении…»). При этом земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

Рассмотрим ситуацию, когда земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет. Земля соответственно находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Собственники недвижимости в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. А также, в силу ст. 305 ГК РФ они имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.

ТСЖ часто обращаются к нам как адвокатам в связи с несогласием решения органа власти по формированию земельного участка. Общее правило таково: собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке все действия органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, а также по разработке документации по планировке территории (ст.ст.  45 и 46 Градостроительного кодекса РФ). А как быть, если ранее уже состоялось  решение о предоставлении земельного участка, например, для строительства или по договору аренды, или состоялось решение о проведении торгов по продаже земельного участка.  Если права на земельный участок уже возникли у третьих лиц, собственники помещений в многоквартирном доме могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка. Ваша задача доказать в суде нарушение норм земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, норм жилищного законодательства РФ. Обязанность доказывания законности формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти. Решение суда, в  котором установлены границы земельного участка, является законным основанием для внесения изменений в  сведения о таком земельном участке в государственном кадастре недвижимости.

С принятием ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 21.12.2009г. № 334-ФЗ  изменился и  порядок регистрации права на земельный участок в  ЕГРП. Ранее, прежде чем зарегистрировать права на земельный участок в ЕГРП, необходимо было поставить его на кадастровый учет. Таким образом, заявитель должен был дважды обращаться в регистрирующий орган. С 1 марта 2010 г. достаточно только одного обращения. Если заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для гос. регистрации, представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества, в книге учета документов указывается дата внесения в ГКН (государственный кадастр недвижимости) сведений о соответствующем объекте недвижимости после завершения государственного кадастрового учета недвижимого имущества (п. 5 ст. 16 Закона о регистрации недвижимого имущества). При этом днем приема заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для госрегистрации, является день внесения сведений о соответствующем объекте недвижимости в ГКН (п. 8 ст. 16 Закона о регистрации недвижимого имущества). Законом N 334-ФЗ предусмотрена возможность представления документов, необходимых для гос.регистрации прав, посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении.

Особо следует знать, что Федеральным Законом N 334-ФЗ предусмотрены Переходные положения:

  1. До 1 января 2013 г. обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества. Данный кадастровый паспорт не требуется, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, содержащий его описание, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов. Уточнение сведений об указанном объекте недвижимости не требует повторной государственной регистрации права на этот объект (п. 10 ст. 33 Закона о регистрации недвижимого имущества).
  2. После 1 января 2013 г. кадастровый паспорт здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства является обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества, только если сведения о таком объекте недвижимого имущества отсутствуют в государственном кадастре недвижимости (п. 11 ст. 33 Закона о регистрации недвижимого имущества).
    3. Технические паспорта, иные документы, которые содержат описание зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и выданы до 1 марта 2008 г. в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимого имущества и сделок с ними, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости (п. 12 ст. 33 Закона о регистрации недвижимого имущества).

Начать дискуссию