Постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.09.10 № Ф03-5669/2010
Скачать Постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.09.10 № Ф03-5669/2010
Суть спора. Инспекция провела камеральную налоговую проверку декларации по налогу на добычу полезных ископаемых.
По результатам проверки был составлен акт и принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере почти 4 млн руб. Причем вся сумма налога по данной декларации была уплачена своевременно.
При этом размер штрафа определен инспекцией с учетом положений статьи 112 и пункта 2 статьи 114 НК РФ: он снижен в два раза. В качестве смягчающих обстоятельств учтена незначительность просрочки представления налоговой декларации (три дня) и отсутствие задолженности по уплате налога перед бюджетом.
Вышестоящий налоговый орган по жалобе компании изменил решение инспекции и уменьшил размер налоговых санкций до 2 млн руб.
Позиция суда. Судьи снизили размер штрафа за непредставление в срок налоговой декларации до 100 тыс. руб.
Как указал КС РФ в постановлении от 15.07.99 № 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям справедливости и соразмерности.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости в сфере публично-правовой ответственности, предполагает установление этой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
Налоговая инспекция по результатам камеральной проверки установила размер штрафа (впоследствии сниженный в два раза), который несоразмерен характеру и обстоятельствам совершенного обществом правонарушения. Срок представления декларации был нарушен всего на три дня, и при этом отсутствовала задолженность по налогам.
Данный вывод судьи сделали, руководствуясь своим внутренним убеждением, основанным на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании доказательств. А вот утверждение инспекции об отсутствии у суда законных оснований для уменьшения размера штрафа противоречит положениям пункта 4 статьи 112 и пункта 3 статьи 114 НК РФ. Указанные нормы такого запрета не содержат.
Примечание «ДК». Налоговым кодексом установлено правило снижения размера штрафа не менее чем в два раза при наличии смягчающих ответственность налогоплательщика обстоятельств (п. 3 ст. 114 НК РФ).
Александра Ильина, юрист компании «Арбитражные споры», обратила внимание на то, что максимальный предел снижения налоговых санкций законодательством не предусмотрен:
Это означает, что штраф может быть уменьшен и гораздо существеннее. Сделать это может как налоговый орган, так и суд. Причем судьями такая практика применяется достаточно широко (см. таблицу).
ОКРУГ |
РЕКВИЗИТЫ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АРБИТРАЖНОГО СУДА |
Центральный |
от 09.02.10 № А48-3766/2009 |
Западно-Сибирский |
от 17.08.10 № А27-390/2010 |
Поволжский |
от 01.06.10 № А49-3476/2009 |
Северо-Западный |
от 23.08.10 № А44-92/2010 |
Северо-Кавказский |
от 26.07.07 № Ф08-4563/2007-1786А |
Уральский |
от 12.08.10 № Ф09-6293/10-С2 |
Московский |
от 28.07.10 № КА-А41/8182-10 |
Волго-Вятский |
от 02.05.07 № А17-2951/2006-3092/2006 |
Руководствуются арбитры при этом требованиями справедливости и соразмерности. Несоразмерным нарушению штраф может быть признан, например, тогда, когда его сумма значительно превышает сумму уплаченного налога либо, как в рассматриваемом случае, срок, за несоблюдение которого начисляются санкции, был нарушен незначительно, а бюджет реальных потерь не понес.
Как показывает комментируемое решение, то обстоятельство, что налоговики уже снизили размер штрафа, не является препятствием для его дополнительного снижения судом.
Статья напечатана в журнале "Документы и комментарии" №22, ноябрь 2010 г.
Начать дискуссию