Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.09.10 № А33-166/2010
Скачать Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.09.10 № А33-166/2010
Суть спора. Инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов. По результатам проверки был составлен акт и принято решение о привлечении организации к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафов, предложено уплатить НДС, налог на прибыль и соответствующие пени. Данное решение, в частности, вынесено на основании информации, полученной ранее в ходе проведения налоговиками осмотров помещений по адресам, по которым зарегистрированы контрагенты общества. Причем сведения из протоколов осмотров помещений были использованы в качестве доказательств вменяемых предприятию налоговых правонарушений в акте выездной проверки.
Позиция суда. Судьи признали законным использование информации, взятой из протоколов осмотра помещений.
Согласно статье 32 НК РФ, налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Подпунктами 2, 6 пункта 1 статьи 31 НК РФ предусмотрено, что инспекторы вправе проводить проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом. Статья 92 НК РФ позволяет им осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода производственные, складские, торговые и иные помещения и территории. Причем независимо от их местонахождения.
Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом. Контроль проводится посредством налоговых проверок (в том числе и камеральных), получения объяснений от организаций, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других предусмотренных формах (п. 1 ст. 82 НК РФ).
В силу статьи 92 НК РФ должностное лицо налогового органа, выполняющее выездную проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для ее полноты, вправе осматривать территории, помещения налогоплательщика, в отношении которого проводится такая проверка.
Законом о налоговых органах* инспекторам также предоставлено право осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, в том числе путем обследования с соблюдением соответствующего законодательства РФ производственных, складских, торговых и иных помещения организаций и граждан.
* Данное право зафиксировано в пунктах 3, 4 статьи 7 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».
Судьи пришли к выводу о том, что из анализа названных норм права в совокупности следует, что формы налогового контроля не ограничиваются лишь рамками выездных и камеральных проверок. Осмотр помещений, используемых для извлечения дохода (прибыли), может являться одним из способов налогового контроля.
Кроме того, из статьи 92 НК РФ не следует запрет на осмотр помещений и территорий контрагентов налогоплательщика, в отношении которого проводится проверка, для подтверждения правильности информации, отраженной в представленных им первичных документах.
Налоговая инспекция в пределах установленной законом компетенции провела осмотр помещений в качестве мероприятия налогового контроля. При этом сам по себе факт осмотра не принадлежащих обществу территорий и помещений не нарушает его права и законные интересы.
Поэтому основания для признания незаконными действий инспекторов по осмотру помещений и составлению по их результатам протоколов отсутствуют.
Довод общества о том, что использование информации, полученной налоговиками с нарушением законодательства, является незаконным в силу статьи 82 НК РФ и нарушает его имущественные права, несостоятелен.
Компания не лишена возможности обжаловать решение инспекторов о привлечении ее к ответственности. В рамках такого обжалования и подлежит рассмотрению вопрос о правомерности использования инспекцией информации, полученной в ходе проверки, при вынесении решения, а также о нарушении прав использования такой информации. Ведь именно указанный ненормативный правовой акт порождает для налогоплательщика правовые последствия, а не само проведение осмотра помещений его контрагентов.
Примечание «ДК». Суды по разному подходят к оценке доказательств, выявленных в ходе проведения осмотра как помещений самого налогоплательщика, так и помещений его контрагентов.
По мнению Ксении Никитиной, юриста группы предприятий «Корпорация Центр», это прежде всего связано с тем, признаются ли арбитражными судьями протокол осмотра и сами действия по проведению осмотра помещений законными и допустимыми:
Согласно статье 92 НК РФ, должностное лицо налогового органа, производящее выездную проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений, документов и предметов. При этом осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается только в том случае, если они были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.
С учетом таких формулировок большинство судей приходят к выводу, что осмотр помещения вне рамок выездной проверки или в рамках камеральной проверки при отсутствии обстоятельств, указанных в пункте 2 названной статьи, недопустим. Соответственно такой осмотр и полученные в ходе него доказательства не могут быть признаны законными и допустимыми и не подлежат рассмотрению судом**.
** См. постановления ФАС Центрального от 14.10.09 № А54-2388/208С3, Поволжского от 29.04.10 № А55-24271/2009, Северо-Западного от 02.08.10 № А56-54685/2009, Северо-Кавказского от 01.04.09 № А32-13491/2008-26/252, Уральского от 26.01.09 № Ф09-10447/08-С3 округов.
Однако, подобно рассматриваемому постановлению, имеются и иные судебные решения, где высказывается мнение о том, что из статьи 92 НК РФ вовсе не следует запрет на осмотр налоговыми органами помещений налогоплательщиков вне рамок проверок. В них, в частности, указано, что осмотр помещений надо рассматривать в качестве одного из способов налогового контроля***. Безусловно, вторая позиция не в пользу налогоплательщиков.
***Такого мнения придерживаются судьи в постановлениях ФАС Волго-Вятского от 24.04.09 № А43-8202/2008-30-85 и Восточно-Сибирского от 21.09.10 № А33-658/2010 округов.
В связи с изложенным, оспаривать правомерность действий инспекторов по осмотру помещений организации и ее контрагентов, наверное, стоит, но необходимо обращать внимание и на иные обстоятельства. Например, на грамотность оформления протокола, наличие нарушений положений пунктов 3 и 4 статьи 92 НК РФ в ходе проведения осмотра и т. п.
Статья напечатана в журнале "Документы и комментарии" №23, декабрь 2010 г.
Комментарии
2Не вижу смысла обжаловать действия инспекции по сбору доказательств, никакого нарушения прав налплата, в отношении которого ведется проверка быть не может... Если на их основании будет вынесено решение ВНП, то есть фирма по юр.адресу, нет её там, суду это не повод для принятия решения в пользу налорга. Реальность сделки и никаких иных оснований нет (в УрФО во всяком случае).
Курмаев, в ВСФО с этим вопросом и вообще политикой судов в налоговых спорах все гораздо печальнее.