В этом номере обобщены вопросы читателей о нарушениях, приводящих к нецелевому или неэффективному использованию бюджетных средств, а также о порядке контроля за использованием межбюджетных трансфертов. Кроме того, разъясняются положения нормативных правовых актов, касающиеся необходимости проведения обязательного аудита учреждений, порядка внесения изменений в сводную бюджетную роспись, определения полномочий по внешней проверке годового отчета об исполнении местного бюджета. Ответы подготовил начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России Станислав Бычков.
Нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств
Можно ли отнести к нецелевому использованию бюджетных средств осуществление стимулирующих доплат медицинскому персоналу за декабрь 2008 г. за счет субсидий из федерального бюджета, предоставленных на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи в 2009 г.?
В соответствии с п. 4 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения, а при их отсутствии на территории муниципального образования — учреждений и подразделений скорой медицинской помощи субъектов Российской Федерации и Методикой распределения субсидий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 № 1088, субсидии предоставляются из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Минздравсоцразвития России.
Кроме того, согласно п. 3 вышеуказанных Правил данные субсидии предназначены для софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, связанных с осуществлением денежных выплат стимулирующего характера из расчета 5 тыс. руб. в месяц врачу, 3,5 тыс. руб. в месяц — фельдшеру (акушерке) и 2,5 тыс. руб. в месяц — медицинской сестре с учетом установленных трудовым законодательством Российской Федерации гарантий, оплаты отчислений по ЕСН, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Погашение задолженности по данным выплатам за предыдущий год Правилами не предусматривается.
Таким образом, использование субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи в 2009 г., на выплату стимулирующих доплат медицинскому персоналу за 2008 г. можно отнести к нецелевому использованию бюджетных средств.
Министерством экономического развития и торговли субъекта РФ утверждены рекомендуемые цены на социально значимые продукты питания для государственных (муниципальных) закупок. Должно ли рассматриваться превышение указанных цен при осуществлении закупок для государственных (муниципальных) нужд как нецелевое или неэффективное использование бюджетных средств?
Статьями 34, 38 БК РФ установлены основные принципы бюджетной системы РФ: принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств и принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, определяющие базовые условия их использования.
В соответствии со ст. 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, и является основанием для применения следующих мер:
· наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ;
· изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению;
· применение уголовного наказания, предусмотренного УК РФ, при наличии состава преступления.
Кроме того, в соответствии со ст. 301 БК РФ при выявлении фактов умышленного завышения (занижения) цен в процессе осуществления государственных или муниципальных закупок руководители государственных органов, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений привлекаются при наличии состава преступления к ответственности, предусмотренной УК РФ.
Учитывая, что данный перечень цен на социально значимые продукты питания только рекомендуется при формировании начальной цены на эти товары, их превышение может квалифицироваться только как неэффективное (неэкономное) использование бюджетных средств.
Внесение изменений в сводную бюджетную роспись
Вправе ли финансовые органы вносить изменения в сводную бюджетную роспись, не внося соответствующие изменения в закон о бюджете, в случае поступления субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, не предусмотренных законом о бюджете?
Согласно ст. 217 БК РФ в случае получения субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.
Ограничения по внесению изменений в сводную бюджетную роспись в соответствии с решениями руководителя финансового органа в случае получения тех субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, которые предусмотрены законом о бюджете, но фактическое их поступление превысило утвержденные объемы, БК РФ не установлены.
В соответствии со ст. 217 БК РФ порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом. Таким образом, внесение изменений в сводную бюджетную роспись в соответствии с решениями руководителя финансового органа в случае получения любых субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, возможно, если иное не установлено порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи, утвержденным финансовым органом.
Контроль за использованием межбюджетных трансфертов
Правомерно ли проведение финансовым органом субъекта РФ документальных ревизий и проверок использования государственными органами и бюджетными учреждениями субъекта РФ субвенций, выделенных из федерального бюджета?
В соответствии со ст. 7, 84 и 133 БК РФ определение порядка установления и исполнения расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета, относится к бюджетным полномочиям Российской Федерации.
Федеральные законы и (или) нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающие предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, содержат порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств субъектов РФ (муниципальных образований) и ежегодно вводятся в действие федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при условии утверждения данным законом соответствующих субвенций бюджетам субъектов РФ (местным бюджетам).
Указанными нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ на органы государственной власти субъектов РФ может быть возложена часть полномочий по контролю за осуществлением расходов бюджетов субъектов РФ, которые связаны с осуществлением переданных полномочий и источником финансового обеспечения которых являются субвенции.
Таким образом, финансовый орган субъекта РФ может проводить документальные ревизии и проверки использования государственными органами и бюджетными учреждениями субъекта РФ субвенций, выделенных из федерального бюджета, в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.
Вместе с тем в соответствии со ст. 270 БК РФ контрольные и финансовые органы субъектов РФ осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.
Полномочия по внешней проверке годового отчета об исполнении местного бюджета
Возможно ли проведение внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета муниципального района представительным органом муниципального образования без образования органа финансового контроля?
В соответствии со ст. 265 БК РФ законодательные (представительные) органы осуществляют следующие формы финансового контроля:
· предварительный — в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;
· текущий — в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
· последующий — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
Контроль законодательных (представительных) органов предусматривает также право соответствующих законодательных (представительных) органов на создание собственных контрольных органов (Счетная палата РФ, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов).
В соответствии со ст. 264.4 БК РФ годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает в себя внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.
Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется органом муниципального финансового контроля, сформированным на муниципальных выборах, или представительным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования с соблюдением требований БК РФ.
По обращению представительного органа поселения внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения может осуществляться контрольным органом муниципального района или органом государственного финансового контроля субъекта РФ, созданным соответственно представительным органом муниципального района или законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ.
Орган муниципального финансового контроля готовит заключение на отчет об исполнении бюджета на основании данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств. Заключение направляется одновременно в представительный орган и в местную администрацию.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости проведения внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета органом муниципального финансового контроля (за исключением внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета поселения).
Начать дискуссию