Материал подготовлен специалистами Центра методологии бухгалтерского учета и налогообложения
Работник уволен по сокращению штата работников. Положениями трудового законодательства предусмотрена возможность сохранения за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения «в исключительным случаях».
Какие случаи будут считаться исключительными для реализации права работника на сохранение среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения?
Признание тех или иных случаев исключительными для реализации указанного права работника находится в компетенции органа службы занятости населения.
Обоснование: На основании статьи 178 Трудового кодекса при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Трудовой кодекс не определяет, что считать исключительными случаями, когда при соблюдении указанных в части 2 статьи 178 Трудового кодекса условий, по решению органа службы занятости населения за уволенным работником сохраняется средний месячный заработок в течение третьего месяца со дня увольнения.
В соответствии со статьей 1 Трудового кодекса целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Учитывая изложенное, и основываясь на основных принципах правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (статья 2 Трудового кодекса), поскольку иное не определено Трудовым кодексом, исключительными для реализации права работника на сохранение среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения будут являться каждые случаи, когда работник обратился в орган службы занятости населения в двухнедельный срок после увольнения и не был им трудоустроен занятости в течение двух месяцев со дня увольнения, которые орган службы занятости населения посчитал исключительными, т.к. именно по его решению производится сохранение среднего месячного заработка в течение третьего месяца.
Правомерность подобного вывода может косвенно подтверждаться также тем, что, по мнению Арбитражного суда г. Москвы, изложенному в Решении от 02.11.2006, 03.11.2006 N А40-53171/06-145-310, в предмет доказывания по заявлению организации к органу службы занятости населения о признании недействительной справки о получении гражданином средней заработной платы по прежнему месту работы за третий месяц трудоустройства, входит исключительность отмеченных в части 2 статьи 178 Трудового кодекса обстоятельств (случаев).
Дополнительно отметим, что, по мнению начальника отдела Минздравсоцразвития России Н.З.Ковязиной, каждый случай невозможности трудоустройства работника через службу занятости в течение трех месяцев со дня увольнения является исключительным: в любом случае нетрудоустройства работника через службу занятости в течение трех месяцев со дня увольнения за уволенным работником сохраняется средний месячный заработок в течение третьего месяца, и каждый такой случай является исключительным (номер в ИБ 91130). Однако следует учитывать, что данное разъяснение является лишь мнением сотрудника Минздравсоцразвития России, и не является официальным разъяснением по рассматриваемому вопросу.
Начать дискуссию