Право

Курить запрещается!

Забота государства о своих гражданах достигла своего максимального (будем надеяться) уровня! Все, кто давно хотел бросить курить, наконец, исполнят свою мечту и мечту всего некурящего населения. Сделать это придется, как обычно, в добровольно-принудительном порядке, благодаря Федеральному закону от 23 февраля 2013 г. №15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее – Закон №15-ФЗ).

Забота государства о своих гражданах достигла своего максимального (будем надеяться) уровня! Все, кто давно хотел бросить курить, наконец, исполнят свою мечту и мечту всего некурящего населения. Сделать это придется, как обычно, в добровольно-принудительном порядке, благодаря Федеральному закону от 23 февраля 2013 г. №15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее – Закон №15-ФЗ), распространяющему свое действие как на граждан Российской Федерации, так и на присутствующих на территории России иностранцев, независимо от их статуса.

Закон направлен на защиту здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, хотя, многие продавцы табака и заядлые курильщики думают, конечно, несколько иначе.

Итак, постепенно запретят курение на рабочих местах в помещениях и большинстве общественных мест. С 1 июня 2013 г. такой запрет вводится на территориях и в помещениях спортивных, образовательных, культурных, медицинских и оздоровительных организаций; на детских площадках, пляжах; в пассажирских самолетах; в городском и пригородном транспорте; на вокзалах, в портах, на станциях метро и рядом со входом в них. Также нельзя будет курить в помещениях органов власти и местного самоуправления, на автозаправках. Мало того, даже дома вас не оставят в покое - в лифтах, на лестничных клетках и в иных местах общего пользования в многоквартирных домах теперь тоже нельзя будет расслабиться.

С 1 июня 2014 г. гражданам придется активно работать над собой, чтобы справиться с дальней поездкой или посетить ресторан/кафе. С этого момента запрет на курение распространится на поезда дальнего следования, на суда дальнего плавания, общежития, гостиницы, магазины, кафе, рестораны, крытые рынки, пассажирские платформы у электричек. Исключение составят специально выделенные открытые места или изолированные помещения, оборудованные системами вентиляции. Причем организовать их разрешено далеко не везде.

Вводится запрет на потребление табака несовершеннолетними. При этом граждане обязаны заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к курению, а также о недопустимости их вовлечения в этот процесс. Что бы это значило? Очевидно, законодатель имел в виду, что если в процессе курения в поле вашего зрения попадет ребенок, нужно сделать нечто, что показало бы ему, насколько вреден табак. Каким образом это сделать, курильщик должен решить самостоятельно. Точно не подходят фразы: «не кури как я», «табак – это яд», «будешь курить – не вырастешь», «мальчик, не смотри». Не подходят и такие воспитательные методы, в результате которых несовершеннолетнему предлагается скурить всю пачку. Родители (иные лица) таким образом, нарушат запрет и собственноручно вовлекут ребенка в процесс.

Ограничивается демонстрация курения с телеэкрана. Запрещается показывать табачные изделия и процесс их потребления во всех новых аудиовизуальных произведениях: как детских, так и взрослых (в отношении последних предусмотрено лишь 1 исключение, когда такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла). Надо понимать так, что «старые» произведения автоматически попадают в список нежелательных для просмотра, особенно детьми.

Когда вступает в силу закон

Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2013 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие:

  • с 1 января 2014 г. вступает в силу ст. 13 ; (1)
  • с 1 июня 2014 г. вступают в силу п. 5, 6 и 12 ч. 1 ст.12 (2), ч. 3 ст. 16 (3), ч. 1-5, п. 3 ч.7 ст. 19 ; (4)
  • с 1 января 2017 г. вступают в силу п. 1 - 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 18 ; (5)

Как должно быть оборудовано «место для курения», «комната для курения»

Учитывая влияние курения не только на организм самого курильщика, но и на окружающую среду, требования к местам для осуществления этого действия предусмотрены противопожарным законодательством, в частности, Правилами противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 "О противопожарном режиме" (далее – Правила). Согласно п. 14 Правил, руководитель организации обязан обеспечить выполнение на объекте требований, предусмотренных ст. 6 Федерального закона от 10.07.2001 № 87-ФЗ "Об ограничении курения табака". В частности, в его обязанности входит обеспечить размещение на указанных территориях знаков пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено". Места, специально отведенные для курения табака, должны быть обозначены знаками "Место для курения" (п. 15 Правил).

Кроме перечисленных выше требований, п. 14 Правил обращает внимание на запрет курения на территории и в помещениях складов и баз, хлебоприемных пунктов, в злаковых массивах и на сенокосных угодьях, на объектах торговли, добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и горючих газов, на объектах производства всех видов взрывчатых веществ, на пожаровзрывоопасных и пожароопасных участках. Ранее аналогичная норма была закреплена в п. 25 ППБ 01-03.

С приведенными нормами пересекаются положения ст. 10 Закона №15-ФЗ, однако установление запрета курения табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления деятельности юридического лица, относятся не к обязанностям, а к правам этого юр. лица (работодателя):

«К обязанностям юр. лица (работодателя) отнесено Согласно ст. 12 Закона №15-ФЗ .

На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества (арендатора), допускается курение табака:

Положений о том, как должны быть оборудованы «места для курения» Закон №15-ФЗ не содержит, указывая лишь на то что, требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий. Кроме того, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах и в помещениях.

Положения о местах для курения содержатся и в Санитарно-эпидемиологических правилах СП 2.2.1.1312-03, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 22.04.2003 N 88. Среди требований к административным и бытовым зданиям и помещениям есть такое: места для курения проектируются при работах всех групп производственных процессов и во избежание контакта некурящих с табачным дымом изолируются от всех санитарно-бытовых помещений.

Кроме того, действуют правовые нормы, которыми установлены конкретные требования к местам для курения. Например, в местах для курения должна быть хорошая система вентиляции, чтобы табачный дым не мешал остальным работникам выполнять свою работу. Требования к такой системе предусмотрены СНиП 31-05-2003 Общественные здания административного назначения, принятыми и введенными в действие Постановлением Госстроя РФ от 23.06.2003 N 108, в соответствии с которыми объем наружного приточного воздуха должен быть не менее 10 об/ч в рабочее время (в режиме обслуживания) и 0,5 об/ч в нерабочее время (в режиме простоя). То есть система вентиляции должна обеспечивать объем воздухообмена 10 куб. м/ч. В соответствии с таким документом, как СП 44.13330.2011 Свод правил. Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87, утвержденным Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 782, температура воздуха в курительных помещениях в холодное время года должна быть не ниже 16°C, а кратность воздухообмена не менее 10 в час. Расчетная температура и влажность в теплый период года не нормируются. Помимо этого, закрепляется, что расстояние от рабочих мест в производственных зданиях до курительных помещений должно быть не более 75 м, для инвалидов с нарушением работы опорно-двигательного аппарата и слепых - не более 60 м, а от рабочих мест на территории предприятия - не более 150 м. Что касается площади курительных помещений при уборных или помещениях для отдыха, она должна быть 0,02 кв. м на человека.

Предписывающие знаки и знаки пожарной безопасности существуют довольно давно. Они определены ГОСТ Р 12.4.026-2001, принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта РФ от 19.09.2001 № 387-ст. В местах курения на производственных объектах должен быть предписывающий знак М 15

"Курить здесь"

В местах же, где курение может стать причиной пожара, на дверях и стенах помещений, участках, где имеются горючие и легковоспламеняющиеся вещества, или в помещениях, где курить запрещается, размещается знак Р 01

"Курить запрещается"

В начале марта 2013 г. Минздрав России обнародовал проекты приказов о   требованиях к местам для курения табака на открытом воздухе и в помещении, а также о требованиях к знаку о запрете курения и к порядку его размещения. Согласно данным законопроектам:

- специальные места на открытом воздухе для курения табака оснащаются:

а) знаком «Место для курения»;

б) пепельницами;

в) искусственным освещением (в темное время суток).

г) информационными материалами о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;

- изолированные помещения для курения табака оборудуются:

а) дверью или аналогичным устройством, препятствующим проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения, с внешней стороны которой размещен знак «Место для курения»;

б) пепельницами;

в) искусственным освещением;

г) огнетушителем;

д) приточно-вытяжной системой вентиляции с механическим побуждением, обеспечивающей ассимиляцию загрязнений, выделяемых в процессе потребления табачных изделий, а также препятствующей проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения;

е) информационными материалами о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма.

Знак о запрете курения будет выглядеть следующим образом:

Всего в целях реализации Закона №15-ФЗ планируется разработка 10 подзаконных нормативных актов:  два Постановления Правительства РФ и восемь приказов

Что необходимо/можно сделать предприятию/организации/учреждению для выполнения п.2, влияет ли на это факт аренды помещения

  1. Установить запрет на курение на рабочих местах организованных в помещениях предприятия и разрешить курение в специально выделенных местах в пожаробезопасной зоне, которая должна быть расположена вне рабочих мест (в частности, в одном из арендуемых изолированных помещении, которое оборудовано системой вентиляции либо на открытом воздухе). При этом необходимо будет оборудовать, как минимум, одно «место, комнату для курения», что приведет к дополнительным затратам.
  2. Установить запрет на курение на рабочих местах, организованных в помещениях арендованного предпиятием офиса и довести до сведения своих работников информацию о местах для курения, организованных собственником здания (т.е. разрешить курение в специально выделенных собственником здания местах). При этом обязанность оборудования «места, комнаты для курения» возлагается на собственника (арендодателя), если иное не предусмотрено договором аренды. Данный вариант к дополнительным затратам арендатора не приводит.

При выборе любого из вариантов запрет на курение на рабочих местах должен быть зафиксирован в локальном нормативном акте (в Приказе, в Правилах внутреннего трудового распорядка, в Правилах пожарной безопасности, Правилах охраны труда). Соответствующий запрет или ссылка на вышеуказанные акты должна присутствовать и в трудовом договоре. Со всеми указанными документами работник должен быть ознакомлен под личную подпись (в том числе в журналах по обучению и инструктажам по охране труда и пожарной безопасности).

Последствия невыполнения п. 2 и п. 3 –для работодателя и для работника

Ответственность за нарушение требований Закона №15-ФЗ установлена ст. 23 этого закона, в ней перечислены такие виды ответственности: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность (для юридического лица – работодателя) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дисциплинарная ответственность – применяется работодателем по отношению к работнику в соответствии с гл. 30 Трудового кодекса РФ.

Основанием для применения мер данного вида ответственности является:

- нарушение локальных актов о запрете курения;

- нарушение требований охраны труда;

- нарушение требований пожарной безопасности.

Условия применения ответственности по отношению к работнику – закрепление перечисленных выше требований в локальных актах организации, ознакомление с ними работника под роспись.

Кроме того, ст. 21 ТК РФ накладывает на работника обязанность соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, требования по охране труда и обеспечению безопасности труда. Нарушение в виде курения в неустановленном месте является и невыполнением требований охраны труда, пожарной безопасности. Даже если в организации нет локальных нормативных актов, фиксирующих запрет на курение на рабочем месте, сотрудника все равно можно за это наказать, но уже как за нарушение требований охраны труда. Главное, чтобы он вовремя и в полном объеме проходил инструктажи по охране труда и проверку знаний. Суды также придерживаются вышеозначенной позиции.

Гражданско-правовая ответственность  - в части возмещения вреда юридическим лицом - работодателем, причиненного жизни или здоровью гражданина – некурящего работника, вследствие не обеспечения работодателем прав работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Данный вид ответственности регулируется гл. 59 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ).

Согласно ст. 1085 ГК РФ возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение). Объем и размер возмещения вреда, причитающегося потерпевшему в соответствии с данной нормой, могут быть увеличены законом или договором.

Административная ответственность за нарушение положений о запрете курения табака на рабочем месте, а также неисполнение работодателем обязанности по созданию специальных мест для курения закреплена Кодексом об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ). Однако в КоАП РФ специальных мер ответственности за указанные деяния не предусмотрено.

Некоторые специалисты полагают, что работодателя в случае нарушения им правил о специальных местах для курения можно привлечь к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ, согласно которой нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа в размере:

- на должностных лиц - от 1000 до 5000 руб.;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

- на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нарушение же законодательства о труде и охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Также могут быть применены нормы ответственности за нарушение противопожарного, санитарно-эпидемиологического и другого законодательства.

Неисполнение  требований относительно мест для курения, предусмотренных правилами пожарной безопасности, может повлечь ответственность по ст. 20.4 КоАП РФ. Так, за нарушение требований пожарной безопасности устанавливается предупреждение или наложение административного штрафа в размере:

- на граждан - от 1000 до 1500 руб.;

- на должностных лиц - от 6000 до 15 000 руб.;

- на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб.

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, может повлечь ответственность по ст. 6.3 КоАП РФ в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере:

- на граждан - от 100 до 500 руб.;

- на должностных лиц - от 500 до 1000 руб.;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 500 до 1000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

- на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Вот по таким правилам в ближайшее время начнет жить наше государство и его граждане. Закон №15-ФЗ пока не вызывает большого недовольства в рядах курильщиков и их работодателей. Но, думается, после вступления в силу особо интересных положений закона, нововведения и их последствия почувствуют все – и курящие и некурящие лица.

1) Ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия

2) Запрет курения табака: в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров; в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания; в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах; на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

3) Запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака при демонстрации аудиовизуальных произведений

4) Ограничения торговли табачной продукцией и табачными изделиями

5) Предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями

Начать дискуссию