Материал подготовлен специалистами Центра методологии бухгалтерского учета и налогообложения
Муниципальное бюджетное учреждение (заказчик) и организация (исполнитель) по результатам открытого аукциона в электронной форме заключили гражданско-правовой договор бюджетного учреждения на оказание консультационных услуг по заявкам заказчика.
Срок действия гражданско-правового договора бюджетного учреждения определен с конкретной даты до полного использования суммы контракта. Цена договора бюджетного учреждения определялась в твердой денежной сумме.
Все оказанные исполнителем услуги были приняты заказчиком по актам приема-передачи, однако оплатил заказчик только сумму, указанную в гражданско-правовом договоре бюджетного учреждения на оказание консультационных услуг, несмотря на то, что исполнителем был выставлен счет на сумму, превышающую цену договора (оказание услуг сверх указанной в договоре суммы подтверждается документально).
Правомерен ли отказ заказчика от оплаты оказанных услуг сверх цены гражданско-правового договора бюджетного учреждения при том, что отношения между сторонами продолжаются до настоящего времени (оформляются отдельными заявками)?
Ответ: Следуя положениям Федерального закона № 94-ФЗ, отказ заказчика от оплаты указанных услуг сверх цены гражданско-правового договора бюджетного учреждения правомерен. Однако существует судебная практика, свидетельствующая об обратном.
По нашему мнению, нормы Федерального закона № 94-ФЗ имеют приоритет.
Обоснование: В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона N 94-ФЗ наряду с государственными и муниципальными заказчиками, заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона № 94-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения. Гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений заключаются на срок, не превышающий трех лет, за исключением гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений, указанных в данном пункте Федерального закона № 94-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона № 94-ФЗ контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 9 Федерального закона № 94-ФЗ цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, указанных в данном Федеральном законе. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной контрактом. Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта.
Согласно пункту 1 статьи 41.1 Федерального закона № 94-ФЗ под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном Федеральным законом № 94-ФЗ.
Статья 41.6 № Федерального закона 94-ФЗ содержит требования к сведениям, которые должны содержаться в документации об открытом аукционе в электронной форме.
Статья 41.12 Федерального закона № 94-ФЗ определяет правила заключения контракта по результатам открытого аукциона в электронной форме. В соответствии с пунктом 1 указанной статьи по результатам открытого аукциона в электронной форме контракт заключается с победителем открытого аукциона в электронной форме, а в случаях, предусмотренных данной статьей, с иным участником открытого аукциона в электронной форме, заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме которого в соответствии со статьей 41.11 Федерального закона № 94-ФЗ признана соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно пункту 10 статьи 41.12 Федерального закона № 94-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об открытом аукционе в электронной форме, по цене, предложенной победителем открытого аукциона в электронной форме, либо в случае заключения контракта с иным участником открытого аукциона в электронной форме по цене, предложенной таким участником открытого аукциона.
Таким образом, из анализа вышеизложенных положений Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» следует, что законодателем определен четкий порядок проведения открытого аукциона в электронной форме и заключения по итогам его проведения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на оказание услуг. Данные положения являются императивными, в том числе положения о цене, которую стороны впоследствии не имеют права менять, за исключением случаев, указанных в законе.
Гражданско-правовой договор бюджетного учреждения на оказание консультационных услуг в установленный перечень изъятий не подпадает, таким образом, условия заключенного договора, в том числе условия о цене, изменениям не подлежат. Оплату оказанных услуг сверх цены гражданско-правового договора бюджетного учреждения заказчик не имеет права производить, а исполнитель не вправе требовать.
Однако существует и иная позиция по вопросу об оплате оказанных сверх цены гражданско-правового договора бюджетного учреждения услуг.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 26.07.2012 N А05-4481/2012 рассмотрел спор по поводу оплаты муниципального контракта по оказанию автотранспортных услуг. Согласно условиям контракта, цена была выражена в твердой денежной сумме, а срок контракта определен до полного использования суммы контракта. Автотранспортное учреждение оказало больнице услуги сверх цены контракта и выставило счет-фактуру на все оказанные автотранспортные услуги, а больница отказалась оплачивать потребленные услуги сверх цены контракта в связи с тем, что стоимость услуг по контракту является твердой. Суд установил, что отказа от оказанных услуг, наличии замечаний по объему и качеству данных услуг у заказчика не было, а также то, что отношения между сторонами продолжаются.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что если по окончании действия муниципального контракта между сторонами сложились правоотношения по возмездному оказанию услуг, то такие отношения регулируются в соответствии с нормами главы 39 ГК РФ. Таким образом, суд счел, что оснований для одностороннего отказа от оплаты услуг у муниципального заказчика не имелось.
Данное судебное решение по подобным спорам является на данный момент единственным. В Постановлении от 26.07.2012 N А05-4481/2012 суд нормы Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не цитирует. По нашему мнению, нормы Федерального закона № 94-ФЗ имеют приоритет. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 94-ФЗ законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать Федеральному закону № 94-ФЗ.
В данном случае вопрос о возможности изменения условий (в том числе цены) гражданско-правового договора бюджетного учреждения на оказание услуг Федеральным законом № 94-ФЗ полностью урегулирован и дан отрицательный ответ.
Начать дискуссию