С 1 октября вступил в силу Федеральный закон от 02.07.2013 N 142-ФЗ "О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Закон регламентирует отношения, касающиеся недвижимого имущества, ценных бумаг, а также личных, неимущественных прав и интересов.
Итак, на что же здесь стоит обратить особое внимание. Фактически поправки полностью пересматривают правовой режим, устанавливаемый в отношении плодов, продукции и доходов, полученных от использования имущества. По новым правилам плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования вещи, независимо от того, кто использует такую вещь, принадлежат собственнику вещи, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из существа отношений.
Напомним, до недавнего времени правом на плоды, продукцию и доходы, приносимые имуществом, обладало лицо, использующее данное имущество на законном основании. Ему же принадлежало и право требования возмещения доходов от использования имущества.
Также в целях упрощения порядка регистрации прав на объекты инфраструктуры в ГК РФ появился новый объект недвижимого имущества – единый недвижимый комплекс. Под единым недвижимым комплексом законодателем понимается совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически/технологически, в том числе линейных объектов, либо расположенных на одном земельном участке. При этом данные сооружения будут считаться комплексом в том случае, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Под едиными комплексами закон подразумевает железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие подобные объекты. Соответственно, к единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах. То есть замена одних составных частей комплексов другими составными частями не повлечет возникновения иной вещи, а взыскание может быть обращено на такой комплекс только в целом. Основной же комплекс поправок ГК РФ касается именно ценных бумаг и неимущественных благ.
Ценные бумаги
Закон регламентирует понятие, виды, отличительные особенности ценных бумаг, проводит их классификацию, устанавливает требования к их форме и содержанию и регулирует вопросы, связанные с защитой прав по ним. Так, по новым правилам ценные бумаги не могут признаваться ничтожными вследствие нарушений требований к их формам и реквизитам.
Поправки гласят, что при отсутствии в документе обязательных реквизитов документарной ценной бумаги, несоответствии его установленной форме и другим требованиям документ не является ценной бумагой, но сохраняет значение письменного доказательства. Это значит, что обладатель бумаги, обладающей пороками формы и содержания, в любом случае вправе будет заявить свои требования в судебном порядке.
Ограничивает закон и возможность предъявления возражений по ценным бумагам. Лицо, ответственное за исполнение по документарной ценной бумаге, вправе выдвигать против требований владельца ценной бумаги только те возражения, которые вытекают из ценной бумаги или основаны на отношениях между этими лицами. В частности, против требования об исполнении по документарной ценной бумаге лицо, указанное в качестве ответственного за исполнение по ней, может выдвинуть возражения, связанные с подделкой такой ценной бумаги или с оспариванием факта подписания им ценной бумаги.
Лицо, составившее документарную ценную бумагу, отвечает по ней и в случае, если документ поступил в обращение помимо его воли. Таким образом, законодатель фактически провозглашает публичную достоверность всех ценных бумаг. Лица, ответственные за исполнение по ордерной ценной бумаге, не вправе ссылаться также и на возражения других лиц, ответственных за исполнение по данной ценной бумаге.
Принцип публичной достоверности бумаг не будет действовать исключительно в случаях, когда владелец ценной бумаги в момент ее приобретения знал или должен был знать об отсутствии основания возникновения прав, удостоверенных ценной бумагой, а также в том случае, когда владелец ценной бумаги не является ее добросовестным приобретателем.
Не оставляют без внимания поправки и вопросы защиты нарушенных прав правообладателей по бездокументарным ценным бумагам, оборот которых ранее был урегулирован лишь 149 статьей ГК РФ. Под нарушением прав по таким бумагам в основном понимается неправомерное списание их со счетов. В связи с этим законодатель предлагает упрощенный порядок восстановления прав их владельцев.
Так, правообладатель, со счета которого были неправомерно списаны бездокументарные ценные бумаги, вправе будет потребовать от лица, на счет которого ценные бумаги были зачислены, возврата такого же количества соответствующих ценных бумаг. Доказывать обстоятельства списания и идентифицировать бумаги не придется.
Кроме того, правообладатель по своему выбору вправе будет потребовать от лиц, несущих перед ним ответственность за причиненные этим убытки, приобретения таких же ценных бумаг за их счет либо возмещения всех необходимых для их приобретения расходов. Куда сложнее будет обстоять дело с возвратом бездокументарных ценных бумаг от добросовестных приобретателей.
По общему правилу, прописанному в законе, бумаги, удостоверяющие только денежное право требования, а также бездокументарные ценные бумаги, приобретенные на организованных торгах, независимо от вида удостоверяемого права не могут быть истребованы от добросовестного приобретателя. Между тем, если бездокументарные ценные бумаги были безвозмездно приобретены у лица, которое не имело права их отчуждать, правообладатель вправе истребовать такие бумаги во всех случаях.
Нематериальные права и интересы
Пожалуй, одними из важнейших новелл закона являются нормы, регулирующие возможность защиты нематериальных благ в интернете. Защитить честь и достоинство, нарушенные путем опубликования порочащего контента в глобальной сети, теперь можно будет в любом случае.
Так, если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети, гражданин вправе будет требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений. Если же установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию, невозможно, гражданин, в отношении которого такие сведения распространены, вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности.
Наряду с опровержением таких сведений или опубликованием своего ответа граждане вправе будут требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением сведений. Важно, что удалить из интернета можно будет не только порочащие материалы, но и любые не соответствующие действительности сведений о гражданине, если такой гражданин докажет несоответствие указанных сведений действительности. Срок исковой давности по требованиям, предъявляемым в связи с распространением указанных сведений в средствах массовой информации, составляет один год со дня их опубликования.
Наряду с защитой граждан от порочащих их сведений поправки предусматривают нормы, конкретизирующие конституционную декларативную статью о неприкосновенности частной жизни граждан. По закону теперь без согласия гражданина не допускаются сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни.
Когда информация о частной жизни гражданина, полученная с нарушением закона, содержится в документах и видеозаписях, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также пресечения и запрещения дальнейшего ее распространения путем изъятия и уничтожения.
Кстати, новую статью 152.2 ГК РФ “Охрана частной жизни гражданина” ряд правозащитников уже успели окрестить попыткой законодателей ограничить общественную инициативу в части борьбы с криминалом, противодействия коррупции и самостоятельной защиты гражданских прав. Между тем, все подобные претензии представляются необоснованными.
Необоснованными потому, что вышеуказанные правила не распространяются на случаи, когда сбор, хранение, распространение и использование информации о частной жизни гражданина осуществляются в государственных, общественных или иных публичных интересах, а также в случаях, если информация о частной жизни гражданина ранее стала общедоступной.
Таким образом, информацию, полученную в целях раскрытия правонарушения и оказания помощи следствию, нельзя будет уничтожить и запретить к распространению по требованию заинтересованных лиц.
Начать дискуссию