Трудовое право

Контроль деятельности работодателей

Органов, выполняющих контролирующую функцию, довольно много. В зависимости от деятельности компании они могут быть разными. Но некоторые из них осуществляют контроль всех организаций и индивидуальных предпринимателей без исключения. Это инспекции по труду, прокуратура, органы ФСС и ПФР и т. д. В статье рассмотрим, что является предметом проверки органов, осуществляющих контроль в сфере трудовых отношений.

Источник: Журнал "Отдел кадров коммерческой организации"

Органов, выполняющих контролирующую функцию, довольно много. В зависимости от деятельности компании они могут быть разными. Но некоторые из них осуществляют контроль всех организаций и индивидуальных предпринимателей без исключения. Это инспекции по труду, прокуратура, органы ФСС и ПФР и т. д. В статье рассмотрим, что является предметом проверки органов, осуществляющих контроль в сфере трудовых отношений.

Общее о проверках

Независимо от того, какой орган осуществляет проверку, порядок ее проведения практически одинаков. Так же, как одинаковы некоторые права и обязанности самих проверяющих и работодателей.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регламентированы Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон №294-ФЗ).

Законом №294-ФЗ устанавливаются:

– порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

– порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

– права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проверках;

– права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

При этом в Законе №294-ФЗ говорится, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся их вида, предмета, оснований, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования их проведения с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами в отношении государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, в сфере образования, миграции, пожарного надзора и др.

Проверки бывают:

– плановые (в форме документарной или выездной) – проводятся раз в три года на основании ежегодно разрабатываемых планов. О такой проверке организация уведомляется не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала (ст. 9 Закона №294-ФЗ);

– внеплановые (в форме документарной или выездной) – чаще всего проводятся по заявлениям работников и для проверки исполнения ранее выданных предписаний об устранении нарушений трудового законодательства. О такой проверке контролирующий орган должен уведомить учреждение не менее чем за 24 часа (ст. 10 Закона №294-ФЗ);

К сведению

Организация может быть не уведомлена о проведении внеплановой проверки, если в результате деятельности организации был причинен или причиняется вред жизни или здоровью работников (ч. 17 ст. 10 Закона №294-ФЗ).

– документарные (плановая и внеплановая) – проверяются сведения, содержащиеся в документах учреждения, устанавливающих его организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении деятельности и связанные с исполнением обязательных требований. При такой проверке учреждение обязано предоставить запрашиваемые контролирующим органом документы (ст. 11 Закона №294-ФЗ);

– выездные (плановая и внеплановая) – проводятся по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности (ст. 12 Закона №294-ФЗ).

После окончания проверки любого вида инспекторы составляют акт по установленной форме (Приказ Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 №141 ). К акту прикладывают протоколы, справки, объяснительные, подтверждающие наличие или отсутствие нарушений.

Проверки ГИТ

В силу ст. 353 ТК РФ государственный надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляется Федеральной инспекцией труда. Это единая централизованная система, которая состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (Роструд), и его территориальных органов – государственных инспекций труда (далее – ГИТ).

В статье 355 ТК РФ перечислены основные задачи федеральной инспекции труда:

– обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

– обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

– обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

– доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с указанными задачами федеральная инспекция труда реализует основные полномочия, которые перечислены в ст. 356 ТК РФ.

Проверки ГИТ – наиболее распространенный вид проверок, поскольку большинство из них осуществляется не по плану проверок, а по жалобам работников. Помимо гл. 57 ТК РФ и Закона №294-ФЗ порядок проведения проверок должностными лицами ГИТ определяется:

– Конвенцией Международной организации труда №81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (принята в г. Женеве 11.07.1947 на 30-й сессии Генеральной конференции МОТ);

– Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 №875 (далее – Постановление №875).

При проведении контроля инспекторы ГИТ запрашивают документы для проверки их соответствия требованиям трудового законодательства. Это, в первую очередь, документы, связанные с оформлением приема на работу, переводом, увольнением, выплатой заработка и т. д., – трудовые договоры, трудовые книжки, приказы, локальные нормативные акты, в частности правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, штатное расписание, график отпусков.

По вопросам охраны труда, как правило, проверяются положение об охране труда, наличие ответственного работника за охрану труда, инструкции по охране труда, журналы регистрации проведения инструктажей. Кроме этого, проверяется прохождение обязательных медосмотров, специальной оценки условий труда, обеспечение работников СИЗ и т. д. Особого внимания проверяющих заслуживает проведение работодателем расследования несчастных случаев.

Прокурорские проверки

Помимо ГИТ, надзор за соблюдением трудового законодательства может осуществлять прокуратура. В частности, в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) прокуратура осуществляет:

1. Надзор за исполнением законов:

– федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти;

– представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ;

– органами местного самоуправления;

– органами военного управления;

– органами контроля, их должностными лицами;

– субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания;

– органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

2. Надзор за соответствием закону издаваемых указанными органами правовых актов.

3. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина указанными органами.

4. Возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ и другими федеральными законами.

5. Участие в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестование противоречащих закону решений, определений и постановлений судов.

Прокуратура может осуществлять как плановые, так и внеплановые проверки. Поскольку работники часто обращаются с жалобами, кроме ГИТ, в прокуратуру, как правило, это чаще проверки внеплановые.

Прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод и принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. А при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод обратившегося лица имеет характер преступления или административного правонарушения, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию, или возбуждает производство об административном правонарушении (п. 1, 2 ст. 27 Закона о прокуратуре).

Обратите внимание!

Прокурор может представлять в суде интересы работника, если тот в силу состояния здоровья или по иным причинам не может отстаивать свои интересы лично (п. 4 ст. 27 Закона о прокуратуре).

Внеплановые проверки также могут проводиться на основании задания вышестоящей прокуратуры, материалов средств массовой информации и иных обращений, содержащих информацию о нарушении законности. При этом особое внимание уделяется исполнению обязанностей работодателя по созданию работникам безопасных условий труда, своевременной выплате заработной платы, а также принятию мер к повышению ответственности руководителей предприятий за несоблюдение трудовых прав граждан.

По поступившим в прокуратуру обращениям и материалам проверка не обязательно проводится самой прокуратурой – контроль могут осуществить другие контролирующие органы по требованию прокурора. А в установленных законами случаях проведение внеплановых выездных проверок органами контроля и надзора подлежит согласованию с прокуратурой. К таким случаям относится, например, возникновение угрозы для жизни и здоровья граждан.

К сведению

При возникновении в организации группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом должна быть уведомлена прокуратура по месту происшествия (ст. 228.1 ТК РФ).

Согласно Закону о прокуратуре результаты прокурорской проверки организаций оформляются не актом, как это делается при проверке другими контролирующими органами, а вынесением представления. Представление выносится в случае обнаружения в результате проверки нарушений законодательства. В течение месяца со дня получения представления работодатель должен принять меры по устранению таких нарушений.

Кроме этого, прокурор может инициировать возбуждение дела об административном правонарушении, направив постановление о возбуждении в орган, уполномоченный рассматривать данную категорию дел.

Проверки органами ФСС и ПФР

Органы ФСС и ПФР осуществляют контроль за уплатой страховых взносов в части правильности начисления, полноты и своевременности их уплаты.

ПФР и его территориальные органы осуществляют контроль в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ФФОМС. А ФСС и его территориальные органы – в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС.

Данные органы контроля проводят камеральные и выездные проверки. При этом проверки могут осуществляться каждым органом по отдельности или совместно. Камеральные проверки проводятся без специального решения руководителя органа контроля в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (п. 2 ст. 34 Федерального закона 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ)).

Выездная проверка плательщика страховых взносов проводится на основании решения руководителя органа контроля не чаще чем один раз в три года и охватывает три календарных года, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о выездной проверке (п. 9, 10 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).

Проверки органов ФСС проводятся в целях контроля правильности:

– начисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

– выплаты пособий по больничным, по беременности и родам, а также пособий по уходу за ребенком, на погребение и в связи с постановкой на учет в ранние сроки беременности;

– начисления страховых взносов «на травматизм» и расходование этих средств.

Для совершенствования контроля над правильностью расходования организациями средств на обязательное социальное страхование Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 № 81 утверждены Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам (далее – Указания).

Большое внимание при проверках органы ФСС уделяют начислению и выплате пособия по временной нетрудоспособности. Согласно п. 60 Указаний проверка начинается с формального изучения листков нетрудоспособности – контролируется, как заполнены реквизиты, четкие ли печати, имеются ли печати и штампы медицинской организации и т. д.

Порядок исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам регламентирован Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375.

Порядок проверок органами ПФР установлен Распоряжением ПФ РФ от 03.02.2011 № 34р «Об утверждении Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиками страховых взносов». При планировании выездных проверок органами ПФР учитывается:

– относится ли плательщик к числу крупнейших;

– своевременно ли предоставлены индивидуальные требования;

– есть ли у плательщика суммы выплат, не облагаемых страховыми взносами;

– применяются ли пониженные тарифы страховых взносов;

– имелись ли несоответствия в расчетах по итогам камеральных проверок;

– есть ли задолженность по страховым взносам свыше двух отчетных периодов;

– если уменьшились суммы начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности;

– если неоднократно вносились изменения и корректировки в расчеты по начисленным и уплаченным взносам.

Проверки Роспотребнадзора

Среди проверяющих органов также можно выделить Роспотребнадзор. Согласно п. 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322, к сфере контрольных полномочий этой службы, в частности, относится:

– государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

– государственный контроль за тем, как соблюдается законодательство в области защиты прав потребителей;

– контроль за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров.

Порядок проведения проверок должностными лицами Роспотребнадзора установлен Приказом Роспотребнадзора от 24.03.2010 № 103 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению норм Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ». В первую очередь проверяют:

– соблюдение санитарных правил и норм (СанПиН) при осуществлении торговли;

– санитарно-эпидемиологические заключения и сертификаты соответствия на товары;

– наличие у организации заключенных договоров на выполнение дезинсекционных и дератизационных работ;

– условия хранения скоропортящейся продукции в организациях, торгующих продовольственными товарами;

– наличие у персонала медицинских книжек;

– наличие журнала регистрации результатов медосмотров;

– условия труда работников предприятия.

Пожарный надзор

Организации также могут проверяться на соблюдение ими требований пожарной безопасности. В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Правила противопожарного режима, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, содержат требования пожарной безопасности, определяющие поведение людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

Пунктом 3 указанных правил также установлено, что лица допускаются к работе на объекте только после обучения мерам пожарной безопасности. Такое обучение осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки инструктажа определяются руководителем организации.

За нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные нарушения в области пожарной безопасности предусмотрено привлечение виновных к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. При этом руководитель организации является главным лицом, отвечающим за пожарную безопасность.

В заключение

Помимо рассмотренного в статье, проверки могут осуществляться другими органами: ИФНС, пожарным надзором, Ростехнадзором и др. Мы рассмотрели лишь самые основные, связанные с трудовыми правами работников. И обращаем ваше внимание на то, что при выявлении в ходе проверки нарушений законодательства организация, а также руководитель или иные должностные лица могут быть привлечены к административной, а в некоторых случаях и к уголовной ответственности.

Например, КоАП РФ предусмотрена ответственность за:

– нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27);

– невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7);

– неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4);

– невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5);

– непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6);

– непредоставление сведений (информации), предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности (ст. 19.7).

«О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

9%

Старт обучения 1 апреля 2025

Бухгалтер по зарплате

Каждой компании нужен человек, который будет считать зарплату. Диплом профпереподготовки на 256 ак. часов

Записаться

Начать дискуссию


Похожие материалы

Сервисы рассрочки перестанут быть инструментом скрытого кредитования

Госдума движется к принятию закона, который запретит использовать рассрочку для скрытого кредитования. Документ устанавливает жесткие требования к операторам и передает надзор Банку России. Сервисы рассрочки обяжут раскрывать данные в БКИ.

УК РФ

Будет новых подход к расследованию преступлений, где много потерпевших

Госдума приняла в первом чтении разработанный депутатами и сенаторами законопроект о возможности проведения предварительного расследования по уголовному делу по месту нахождения большинства потерпевших.

Импорт

Кабмин взялся за обувной контрафакт и незаконный ввоз самоходной техники

Первый вице-премьер Денис Мантуров провел заседание госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.

Курсы повышения
квалификации

23
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Инвестиции

Взлеты и падения недели

Неделя прошла под зеленым флагом геополитических новостей и отчетностей эмитентов.

Как налоговики доказали дробление с помощью сайта налогоплательщика

Пример еще одного дела о дроблении, когда налоговики доказывали дробление с помощью сайта налогоплательщика и отзывов клиентов в Интернете, рассмотрел АС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 03.02.2025 № А53-47317/2023.

Как налоговики доказали дробление с помощью сайта налогоплательщика

Россия и страны ШОС готовят план общих инвестпроектов

Страны Шанхайской организации сотрудничества утвердили дорожную карту для реализации совместных инвестиционных проектов. Решение принято в ходе первого заседания Ассоциации инвесторов ШОС в Астане. Участники обсудили меры поддержки капиталовложений, включая цифровую экономику и устойчивое развитие.

Светлана

Путевой лист

Добрый день! Заполняю путевой лист и выходит ошибка:

image.png

Почему программа ругается на время?
При этом другие документах время не указано

------------------------------------------------------------------------...

Читать полностью

🔥Клерк.Премиум — подписка для бухгалтеров, за которую не нужно переплачивать. Годовой тариф теперь стоит всего 6 тысяч рублей

Команда «Клерк» изменила правила игры — пересмотрели ценовую политику на наш главный продукт — Клерк.Премиум. Сделали профессиональные знания доступными каждому бухгалтеру. Теперь Клерк.Премиум — подписка, за которую не нужно переплачивать. Годовой тариф — 6 000 руб. Это не скидка, а новая цена!

🔥Клерк.Премиум — подписка для бухгалтеров, за которую не нужно переплачивать. Годовой тариф  теперь стоит всего 6 тысяч рублей
7
НДС на УСН

У концессионеров на УСН нет ни освобождения, ни льготных ставок НДС

Независимо от применения УСН концессионеры обязаны выполнять обязанности плательщика НДС. Они должны выставлять счета-фактуры и вести отдельный учет операций по каждому соглашению. Льготные ставки и освобождение от налога для таких сделок не действуют.

С завышенными тарифами ФАС борется дисквалификацией

Более 29 млрд рублей необоснованных расходов исключены из тарифов ЖКХ и вывоз мусора в 2024 году. Такие результаты стали возможны после передачи территориальным органам контроля полномочий по проверке экономической эффективности тарифообразования.

Инвестиции

Как я получил с дивидендных акций, облигаций, фондов и депозита 56 410 рублей и не жалею об этом. Пассивный доход за январь

Поскольку капитал уже существенный, вижу смысл считать, какой пассивный доход приносит портфель. Я решил ежемесячно подсчитывать, какая зарплата капает с акций, облигаций и депозита.

Как я получил с дивидендных акций, облигаций, фондов и депозита 56 410 рублей и не жалею об этом. Пассивный доход за январь
Увольнение

Роструд развеял основные мифы про увольнение

Ведомство продолжает разбирать популярные заблуждения о трудовых отношениях.

Самозанятые

СФР: более 50 тысяч самозанятых добровольно формируют свою будущую пенсию

За 2024 год почти 53 тысячи самозанятых, применяющих налог на профессиональный доход (НПД), сделали добровольные взносы на свою пенсию. В общей сложности они перечислили 1,2 млрд рублей.

Фиксированные взносы 2024 года не уменьшают налог по УСН в 2025-м. 👀«Ночной бухгалтер» № 1896

Вам могло показаться, что это не так, но нет — все верно. Взносы ИП за 2024 год в 2025 учитывать при расчете единого налога уже нельзя. И, конечно, заходим почитать, что пятничного на «Клерке».

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Цифра приходит в ЖКХ: стартовал пилотный проект ФГИС «Тариф»

В 2025 году в ряде регионов России стартует тестирование федеральной государственной информационной системы «Тариф». Первыми участниками пилотного проекта станут Татарстан и Челябинская область.

Минфин рассмотрел последствия исключения недвижимости из регионального перечня для налога по кадастровой стоимости

Для недвижимости, исключенной из перечня объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, налоговая база будет определяться как среднегодовая стоимость имущества. Это правило действует с начала соответствующего налогового периода и закреплено в НК.

Налоговые льготы проверят на эффективность. Глава Счетной палаты: «там огромные деньги»

Счетная палата запланировала аудит льгот, направленных на поддержку экономики и технологического суверенитета. Налоговые льготы стоимостью почти 12 трлн рублей будут проверены на соответствие государственным задачам.

АУСН

ИП на АУСН не платит страховые взносы за себя. Но есть исключение

Предприниматели, перешедшие на автоматизированную упрощенную систему налогообложения (АУСН), не платят страховые взносы за себя. Речь идет о платежах на медицинское, пенсионное и социальное страхование — для них установлены нулевые тарифы.

Старый или новый ОКТМО обособки в декларации по прибыли: ФНС внесла ясность

При наличии обособленных подразделений при заполнении декларации по налогу на прибыль организаций указывают соответствующий ОКТМО обособки.

Хотим провести налоговую конференцию онлайн. Какую платформу выбрать?

В июле мы в Клерке планируем провести важную налоговую онлайн-конференцию и сейчас перед нами стоит сложный выбор платформы. Делимся своими мыслями и очень ждём ваших советов!

1

Интересные материалы

Кадры

Роструд отчитался об успешной работе алгоритма «Без проверки»

С помощью алгоритма по работе с обращениями граждан «Без проверки» в 2024 году инспекциям труда (ГИТ) удалось защитить трудовые права 123 тысяч работников, избежав контрольно-надзорных мероприятий.