Право

Нарушение порядка исполнения контракта будет дорого стоить

19.11.2014 Государственная дума в первом чтении приняла законопроект № 394011-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», усиливающий ответственность за преступления, связанные с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей руководителей государственных предприятий, а также акционерных обществ с госучастием. Кроме того, законопроект предполагает введение нового состава административного правонарушения, связанного с неисполнением обязательств по госконтрактам.

Источник: Журнал "Руководитель бюджетной организации"

19.11.2014 Государственная дума в первом чтении приняла законопроект № 394011-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», усиливающий ответственность за преступления, связанные с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей руководителей государственных предприятий, а также акционерных обществ  с госучастием. Кроме того, законопроект предполагает введение нового состава административного правонарушения, связанного с неисполнением обязательств по госконтрактам.

Считается, что предлагаемые законопроектом меры позволят значительно снизить злоупотребления в сфере исполнения государственных и муниципальных задач, которые угрожают стабильности экономических отношений. Изменения могут быть внесены в КоАП РФ, УК РФ, УПК РФ.

Данную инициативу прокомментировал исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок[1] Г. А. Сухадольский[2].

Чем было вызвано решение о разработке законопроекта? Кто разрабатывал законопроект? Чьи мнения учитывались?

Законопроект подготовлен Правительством РФ во исполнение п. 1 Перечня поручений Президента РФ от 13.01.2012 № Пр-108. В Госдуму он был внесен еще год назад – 26.11.2013.

Законопроект повышает ответственность за нарушение порядка исполнения госконтракта. Кого коснутся эти изменения?

Субъектами данного правонарушения могут стать как заказчики, так и исполнители контрактов – должностные лица, индивидуальные предприниматели, а также юридические лица.

Какие изменения предполагается внести в законы?

Статью 7.32 КоАП РФ, касающуюся ответственности за нарушение порядка заключения, изменения контракта, предлагается дополнить ч. 4 следующего содержания: совершение действий (бездействие), повлекших неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам государства и общества, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15% стоимости неисполненных обязательств на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее 30 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее 300 тыс. руб.

Соответственно, согласно дополнениям, которые будут внесены новым пунктом в ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ, административный штраф, являющийся денежным взысканием, выраженным в рублях, для юридических лиц может выражаться в величине, кратной стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг.

Таким образом, проект вводит новый состав административного правонарушения.

С учетом того, что в действующей редакции Кодекса об административных правонарушениях уже есть ч. 4 ст. 7.32 с иным содержанием, а также заключения Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству с указанием на то, что предлагаемая формулировка «не отвечает требованию правовой определенности нормы», а «последствия в виде причинения существенного вреда охраняемым законом интересам государства и общества являются признаком скорее уголовно наказуемого деяния, а не административного правонарушения», в случае принятия закона можно ожидать, что формулировка нормы о правонарушениях будет скорректирована.

Как будет определяться существенность причинения ущерба?

Чтобы исключить произвольное толкование указанной нормы, законопроект предлагает отнести рассмотрение данной категории дел к полномочиям суда (изменения, вносимые в ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, в этом случае определять существенность причиненного ущерба будет только суд в судебном заседании.

Как принятие закона повлияет на динамику госзакупок?

Данные меры в случае их принятия, безусловно, станут пугающими и снизят интерес у компаний к участию в госзакупках, особенно они будут неприемлемыми для малого и среднего бизнеса.

Что касается заказчиков, то, по мнению экспертов, должностные лица при проведении закупок уже и без того озабочены грузом ответственности, установленной действующей редакцией КоАП РФ. Так, уже давно в регионах известен термин «штрафы в рассрочку»: когда месячной зарплаты специалиста по закупкам не хватает на уплату наложенного на него штрафа и таковой удерживается из зарплаты частями.

Законопроект расширяет круг ответственных лиц, которых можно привлечь к уголовной ответственности за должностные преступления. Кто подпадает под санкции?

Предлагается внести изменения в примечание 1 к ст. 285 УК РФ, предусматривающие отнесение к категории должностных лиц в рамках гл. 30 УК РФ, устанавливающей ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, также руководителей разного ранга государственных компаний, государственных и муниципальных предприятий, акционерных обществ с государственным участием. К ним после принятия проекта будут применяться нормы всей глава УК РФ, которой предусмотрена ответственность от наложения штрафа до лишения свободы.

Чем вызвано данное нововведение?

В настоящее время руководители  госкомпаний,  государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ с госучастием не являются должностными лицами в рамках главы Уголовного кодекса, охватывающей преступления против государственной власти, поскольку они не поименованы в примечании 1 к ст. 285 УК РФ. Следовательно, их привлечение к уголовной ответственности по таким статьям УК РФ, как  ст. 293 (халатность), 285.1 (нецелевое расходование бюджетных средств), 285.2 (нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов), не возможно, поскольку они несут ответственность не как должностные лица, а  как лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях (ст. 201 УК РФ).

И это логично, ведь компании с государственным участием являются в основном коммерческими организациями, конкурирующими на обычном рынке, и используют не средства бюджета, а свои собственные, пусть и государство является одним из их ключевых акционеров или учредителей.

С другой стороны, как указано в пояснительной записке к законопроекту, правовая природа осуществляемых этими руководителями полномочий (управление государственной или муниципальной собственностью, выполнение ряда государственных задач и функций, оказание государственных и муниципальных услуг и т. п.), порядок их назначения на должность позволяют говорить о целесообразности приравнивания таких лиц к должностным лицам.

По нашему мнению, подобное ужесточение ответственности руководящих лиц госкомпаний, ГУПов и МУПов, акционерных обществ с госучастием приведет только к тому, что сократится число добросовестных руководителей компаний с госучастием под гнетом еще одной главы Уголовного кодекса, предусматривающей серьезные наказания – вплоть до многолетнего лишения свободы. Такое приравнивание к должностным лицам госорганов не достигнет тех целей, ради которых задумывалось.

[1] http://naiz.org.

[2] Материал подготовила Я. Ю. Королева.

Начать дискуссию