СКЭС рассмотрен вопрос об учете налогов, доначисленных при выездной налоговой проверке (дело № А40-126568/2015).
23 ноября Судебной коллегией по экономическим спорам ВС РФ был рассмотрен вопрос о том, должны ли проверяющие корректировать базу по налогу на прибыль на сумму доначисленных налогов (Определением Верховного Суда РФ от 13.10.2016 № 305-КГ16-10138 дело № А40-126568/2015 передано для рассмотрения в судебном заседании СКЭС ВС РФ).
Фабула дела: по результатам выездной налоговой проверки налогоплательщика за период с 01.01.2011 по 31.12.2012 налоговым органом было вынесено решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщику доначислен налог на прибыль организаций в сумме 46 961 910 руб., НДПИ в сумме 98 306 руб., НДС в сумме 26 021 346 руб., начислены пени в сумме 8 885 707 руб. По мнению налогоплательщика, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации за 2011- 2012 гг. налоговый орган неправомерно не учел сумму доначисленного по результатам проверки НДПИ, что привело к доначислению налога на прибыль в сумме 15 729 руб.
Арбитражные суды I и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные налогоплательщиком требования, исходили из того, что суммы данного налога должны были быть учтены налоговым органом при исчислении налогооблагаемой базы независимо от представления налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций. При этом суды отклонили довод налогового органа о возможности подачи заявителем уточненной декларации в порядке ст. 81 НК РФ в связи с выявлением ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.
Арбитражный суд кассационной инстанции (МО), отменяя данные судебные акты и отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что, несмотря на то, что предметом выездной налоговой проверки в силу ст. 89 НК РФ является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, налоговый орган не вправе в рамках той же проверки включать доначисленные налоги в состав прочих расходов на основании ст. 264 НК РФ. Решение налогового органа по результатам выездной проверки в силу ст. ст. 137, 138, 139.1 НК РФ до момента вступления в силу не подлежит исполнению и не может создавать каких–либо правовых последствий, кроме случаев, прямо предусмотренных НК РФ. Обязанность по уплате доначисленного НДПИ у налогоплательщика возникла после вступления в силу решения налогового органа (с учетом того, что налогоплательщиком подавалась апелляционная жалоба на решение, последнее вступило в силу в момент принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе – 21.04.2015). Следовательно, на момент вынесения налоговым органом решения (31.12.2014) у налогоплательщика отсутствовала обязанность по уплате доначисленного НДПИ и, соответственно, отсутствовал расход в виде начисленного налога, предусмотренный подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, в размере, указанном в решении налогового органа
СКЭС ВС РФ удовлетворила кассационную жалобу налогоплательщика и отменила постановление АС МО.
Начать дискуссию