Реклама

За какую рекламу в Интернете компанию не оштрафуют

Рассказываем, каким правилам должна подчиняться реклама, чтобы за нее компанию не привлекла к ответственности Федеральная антимонопольная служба.
За какую рекламу в Интернете компанию не оштрафуют

Интернет с каждым днем становиться все более востребованным источником информации. Поэтому и рекламы в сети все больше. Но, будь то рекламный ролик, всплывающий баннер или контекстная реклама, все это не должна нарушать законодательство. В противном случае антимонопольная служба может оштрафовать компанию на внушительную сумму, а саму рекламу потребует с сайта убрать. Причем важно понимать, что чиновники узнают о «неправильной» рекламе, как правило от конкурентов. В связи с этим юристам любой рекламирующей себя в Интернете организации полезно быть в курсе того, каким требованиям должна соответствовать реклама в сети и в каких случаях можно отбиться от претензий.

Каким требованиям подчиняется реклама в Интернете

Реклама в сети «Интернет» подпадает под Закон о рекламе. И, хотя, в юридической доктрине на этот счет есть сомнения, правоприменительная практика, в том числе, судебная, говорит о том, что все-таки подпадает.

Основные требования к рекламе

Это означает, что реклама в сети должна соблюдать общие требования к рекламе (специальных для рекламы в интернете не предусмотрено). Они содержаться в ст. 5 вышеназванного Закона.

Список длинный, но ключевое требование следующее:

  •  «реклама должна быть добросовестной и достоверной». Чтобы усилить восприятие данного указания, следом законодатели прописали еще одно, но уже запрещающего характера: «Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются».

То есть, мало того, что это в буквальном смысле первоочередное требование к рекламе (п. 1 названной статьи), законодатель акцентирует на нем особое внимание. И не зря. Как показывает практика, Федеральная антимонопольная служба чаще всего находит и наказывает именно за рекламу, нарушающую это базовое требование. О том, что считается недобросовестной и недостоверной рекламой, в законе написано далее, – в ч. 2 и 3 той же статьи.

Еще ниже прописаны другие требования, более или менее очевидные, например:

  •  реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий (ч. 4);
  •  в рекламе не допускается использование иностранных слов и выражений (ч. 5);
  •  в рекламе не должны содержаться бранные слова, непристойные и оскорбительные образы (ч. 6);
  •  реклама не может быть выпущена без части существенной информации о рекламируемом товаре (ч. 7).

Это основные общие требования.

Что нельзя рекламировать

Кроме них, согласно тому же закону нельзя рекламировать, например:

  •  товары, производство и реализация которых запрещены;
  •  наркотические средства и психотропные вещества;
  •  взрывчатые вещества и материалы, за исключением пиротехники;
  •  табак, табачную продукцию, табачные изделия и курительные принадлежности;
  •  алкогольную продукцию (нельзя именно в интернете, а также еще в ряде источников);
  •  товары, не прошедшие необходимую госрегистрацию или сертификацию;
  •  товары, на производство или реализацию которых требуется получение лицензии в случае ее отсутствия;
  •  информационную продукцию без указания «детской» категории (6+, 10+, 12+ и т.д.).

Кто отвечает за нарушение требований

ФАС может привлечь к ответственности за нарушение Закона о рекламе как рекламодателя (то есть, компанию, которая себя рекламирует), так и рекламораспространителя (владельца сайта).

Причем в законе для каждого есть «свои» списки норм, за несоблюдение которых они отвечают (соответственно ч. 6 и 7 ст. 38 Закона о рекламе). Но за некоторые нарушения накажут обоих.

Например, за недобросовестную и недостоверную рекламу привлекут персонально рекламодателя. А вот за рекламу того, что рекламировать в принципе запрещено (вышеприведенный список), могут оштрафовать и рекламодателя и рекламораспространителя.

Кстати, если в каком-либо нарушении виноват еще и рекламопроизводитель (рекламное агентство), то он также может быть наказан штрафом.

Размер штрафа

Штрафов за нарушение рекламных правил несколько.

Основной предусмотрен ч. 1 ст. 14.3. КоАП РФ:

  •  на граждан – от 2 тыс. до 2,5 тыс. рублей;
  •  на должностных лиц – от 4 тыс. до 20 тыс. рублей;
  •  на юридических лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.

Эти цифры говорят о том, что соблюдать Закон о рекламе стоит, так как его несоблюдение стоит дороже.

СТАТЬЯ Проказина Е.А.,
редактора эксперта журналов «Время Бухгалтера, «Время Юриста», «Время Директора»

Что является рекламой в Интернете, а что нет

Федеральная антимонопольная служба следит за соблюдением Закона о рекламе.

В связи с этим она объяснила, какая информация, по ее мнению, является рекламой в Интернете, а какая нет.

Не является рекламой:

1) информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца, на страницах в социальных сетях производителя, на сайте продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта о:

  •  реализуемых товарах, их ассортименте, правилах пользования;
  •  хозяйственной деятельности компании;
  •  акциях и мероприятиях, в том числе о скидках или акциях, когда информация о них размещена на сайтах, где аккумулируются и предлагаются различные купоны или билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой;

2) выдача поисковой системой перечня гиперссылок на различные источники информации (сайты, форумы и пр.), поскольку это является результатом обработки поискового запроса пользователя.

На такую информацию положения Закона «О рекламе» не распространяются.

Может быть признана рекламой:

1) информация в Интернете, которая направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров. Например, всплывающий баннер.

2) контекстная информация, размещенная на странице с результатами поиска.

Как фиксируется факт размещения рекламы

Сотрудники антимонопольных органов вправе зафиксировать факт выявления рекламы, содержащей признаки нарушения Закона «О рекламе», любыми способами.

Например:

  •  составив акт осмотра сайта, по аналогии с осмотром сайта нотариусом;
  •  сделав принт-скрин страницы сайта;
  •  использовав результат поиска в архиве Интернета (https://archive.org/web/).

ПИСЬМО ФАС РФ от 28.08.2015 № АК/45828/15
«О рекламе в сети «Интернет»

Какие зоны Интернета подпадают под Закон о рекламе

ФАС РФ полагает, что для целей применения Закона о рекламе под рекламой, распространенной в Интернете, понимается реклама, размещенная на Интернет-сайтах, зарегистрированных в доменных зонах:

  •  .ru;
  •  .su;
  •  .рф.
  • на русскоязычных страницах сайтов в иных зонах (.com, .net, .org и т.д.).

Согласно ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение ряда его положений (в частности, за нарушение запрет на рекламу алкоголя в сети) несет рекламораспространитель, которым в соответствии со ст. 3 данного закона является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Поскольку наполняет сайт информацией и обладает правами модератора размещаемой информации владелец (администратор) сайта, то именно он должен признаваться рекламораспространителем.

Установить лицо, являющееся владельцем сайта, можно обратившись к регистратору доменных имен, который осуществил регистрацию данного сайта на определенное лицо. Установить регистратора сайта в зоне Рунета можно через справочный сервис www.cctld.ru или www.кц.рф.

В зонах .com, .net, .org – через справочный сервис www.whois.net. Обратившись к регистратору, можно получить наименование и контактные данные лица – владельца сайта в сети Интернет.

ПИСЬМО ФАС РФ от 03.08.2012 № АК/24981
«О рекламе алкогольной продукции в Интернете и печатных СМИ»

Яндекс – не место для недобросовестной контекстной рекламы

Антимонопольная служба оштрафовала компанию на 100 тыс. рублей за нарушение Закона о рекламе при размещении на «Яндексе» контекстной рекламы.

Компания решение ФАС в суде.

Выяснялось, что если в адресную строку поисковой системы «Яндекс» ввести слово – название фирмы-конкурента компании, и нажать кнопку «поиск», то на странице с результатами с правой стороны размещено сообщение следующего содержания:

  •  «Искали (название фирмы-конкурента)? Сравните (название товара), цены ниже, прямые поставки от производителя!». При нажатии на указанную строку открывается сайт компании.

Фирма-конкурент это обнаружила и сообщила в ФАС России.

Чиновники провели проверку и признали, что имеет место недобросовестная и недостоверная реклама, которая законом запрещена (ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе).

Обратившись в суд, компания указала, что договор с ООО «Яндекс» на распространение рекламного сообщения у нее отсутствует. Рекламу размещало рекламное агентство, то есть именно оно является рекламодателем, а значит, и субъектом выявленного правонарушения и должно нести за него ответственность. Кроме того, компания не определяла слоган, размещаемый в сети «Интернет», макеты в адрес рекламного агентства не направляла и не согласовывала. Фирменное наименование конкурента (ООО «…») в размещенной контекстной рекламе не использовалось.

Судьи отклонили эти доводы и оставили решение ФАС в силе по следующим причинам.

Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара (ч. 1 и п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе).

Компания не оспаривает, что выпускает продукцию, аналогичную продукции фирмы.

Спорное сообщение отвечает всем признакам рекламы, указанным в п. 1 ст. 3 Закона о рекламе.

Реклама размещалась на основании договора с рекламным агентством, которое, в свою очередь, заключило договор с ООО «Яндекс» на распространение рекламного сообщения.

Рекламодателем является именно компания, как лицо, являющееся изготовителем и продавцом товара и определившим объект рекламирования.

Причем в приложении к договору с рекламным агентством сторонами согласованы ключевые слова рекламы. Следовательно, компания знала об использовании указанного слова в рекламном сообщении. Ей было известно, что при наборе словосочетаний, содержащих спорное слово, будет выдаваться реклама компании, которая содержит ссылку на ее сайт, то есть на иного производителя аналогичной продукции по сравнению с тем, которое запрашивает потребитель. Притом спорное слово является частью фирменного наименования лица, обратившегося в антимонопольный орган с жалобой.

Таким образом, ФАС вынесла правомерное решение.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.09.2016 № Ф01-3530/2016.

YouTube – не место для видеороликов с некорректным сравнением товаров

Общество, являющееся производителем компрессорного оборудования, обратилось в суд с иском к компании-конкуренту, которая разместила на канале «YоuTube» трехминутный видеоролик с некорректным сравнением их товаров.

По мнению истца, из ролика следует, что недостаток компрессорного оборудования общества носит системный характер, и создает или может создать у потенциальных покупателей данного оборудования впечатления о том, что общество не способно создать продукцию, соответствующую требованиям покупателей, что угрожает деловой репутации истца.

Так, в ролике звучит фраза, что оборудование общества «часто не отключается». Между тем, частое отключение продукции возможно лишь при ненадлежащей его эксплуатации, о которой не идет речь в видеоролике, что случается с любым компрессорным оборудованием, которое имеет автоматическую защиту от перегрева системы охлаждения.

Полагая, что размещенный видеоролик отвечает признакам недобросовестной и недостоверной рекламы и недобросовестной конкуренции, общество потребовало:

  •  признать данный видеоролик недобросовестной и недостоверной рекламой;
  •  обязать компанию прекратить его трансляцию;
  •  обязать ее выпустить опровергающий видеоролик.

Суды трех инстанций отказали в этом, сославшись на то, что оспариваемые истцом выражения не содержат указаний на конкретные факты нарушения действующего законодательства либо совершения действий, квалифицируемых как недобросовестная конкуренция.

Суды также пришли к выводу о том, что в спорной видеозаписи содержится субъективное мнение (суждение), которое не относится к разряду фактов, которые могут быть проверены на соответствие их действительности.

Однако Верховный Суд с этим не согласился, отменил судебные акты и отправил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Высшие судьи указали, что рекламная продукция, в том числе видеоролики, распространенные в сети «Интернет», не должна содержать в себе сведения, высказывания или иную информацию, в том числе сравнение, о товаре конкурента или его свойствах, если эта информация не раскрывает все свойства, характеристики и параметры товара конкурента, а касается лишь части из них или не раскрывает их вообще, и может каким-либо образом создать у лица, просматривающего рекламную продукцию, впечатление о том, что товар конкурента по своим качественным и иным свойствам явно уступает товару, которому посвящена реклама.

В противном случае такая реклама будет являться рекламой, основанной на явно некорректном сравнении рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, то есть недобросовестной рекламой в соответствии со статьей 5 Закона о рекламе.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 20.03.2017 № 305-ЭС16-17606.

Начать дискуссию

Маркетплейсы

Продавцам стало проще сотрудничать с Wildberries. Не без помощи ФАС

Теперь продавцы на Wildberries смогут зафиксировать стоимость логистики и хранения товаров на 60 или 90 дней, им не придется платить штрафы «За другие нарушения».

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Российский суд арестовал активы Deutsche Bank, Commerzbank и UniCredit

Иски подала «дочка» «Газпрома».

ФНС: 95% льгот по налогам на имущество предоставляют без заявлений

Больше 5 лет ФНС применяет проактивный он же беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот по налогам на имущество физических лиц.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Общество

СФР отчитался о бесплатных проездных билетах до места лечения

Социальный фонд предоставляет право бесплатного проезда до места лечения. Электронные проездные получили уже 41,1 тысяч человек.

Каким бизнесом лучше всего заниматься?

Как вы выбираете бизнес-нишу? Много лет работая с разными бизнесменами и опираясь на свой предпринимательский опыт, я пришел к таким выводам.

НДФЛ

Не получится полностью получить компенсацию за утечку персданных

Операторы персональных данных, которые допустили их утечку и компенсируют ущерб пострадавшим, обязаны исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с таких выплат.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🔥 Акция «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей до 20 мая

Мы предлагаем самые выгодные цены на онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, ФСБУ и бухгалтерии с нуля. Только до 20 мая их можно купить за 4 290 рублей!

Криптовалюта

Лучшие платформы в спб для обмена наличных на USDT

Москва и Санкт-Петербург – города, где можно без проблем обменять USDT. Причем, многие обменники принимают как наличные рубли, доллары и евро, так и крипту*! Все лучшие криптообменники в СПБ имеют свои офисы и обслуживают клиентов в индивидуальном порядке – при личной встрече. Где находятся эти офисы, и как через них совершать крипто-сделки?

Лучшие платформы в спб для обмена наличных на USDT
Маркетплейсы

На Авито появляется новый функционал для продавцов, который ранее был у покупателей

Пока функция отзывов продавцов на покупателей работала в тестовом режиме, но до конца мая такая возможность появится у всех пользователей в категории «Товары».

Госзакупки

Расширят административную ответственность за предоставление недостоверных сведений в закупках

ФАС продолжает работу над инициативой введения в КоАП административной ответственности за предоставление недостоверных сведений в закупках.

Инвестиции

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

На бирже намечается реальная движуха, и я не про IPO Светофора. Доллар вплотную приблизился к желающим купить его по 90, индекс Мосбиржи обновил годовой максимум, а бедным московским инвесторам придётся богатеть, чтобы инвестировать в бетон. Квартиры меньше 28 метров под запретом!

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024

Объявлены проекты-номинанты премии Best Office Awards 2024. Награждение победителей премии состоится 31 мая в MTC Live Hall финале форума

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024
3
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Алексей Иванов рассказал как блог на Клерке помог компании «Мое дело» выйти из кризиса. В костюме фирмы Adidas

Стратегии монетизации контента на платформе «Клерк» с использованием вебинаров, рассылок и лит-магнитов.

2
Банки

Покупка жилья в кредит станет более быстрой

Чтобы застройщики быстрее получали финансирование, а участники долевого строительства тратили меньше времени на посещение банков, депутаты предложили разрешить при покупке жилья открывать эскроу-счета удаленно.

Инвестиции

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня

«Можем повторить!» — сказали ребята из «А класс капитал» и решили, что пора выводить на биржу новый фонд. С названием долго не думали. Был ПНК-Рентал для всех, а будет Рентал ПРО для квалифицированных инвесторов. Был фонд с пассивным управлением, а будет фонд с активным управлением. Собрал известную информацию и свои мысли по новому фонду.

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня
Мошенничество

В сервис заказа такси встроили азартные игры

Злоумышленники использовали агрегатор такси и проводили через него незаконные операции, связанные с выигрышами на ставках и в онлайн-казино.

Криптовалюта

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция

Биткоин, Эфир, USDT и другие криптовалюты – отличный способ инвестировать в 2024 году. Сегодня ими пользуются не только крипотрейдеры, но и новички. Многие считают, что купить криптовалюту сложно и непонятно, поэтому отказываются от вложений. К счастью, это не так, и сегодня купить криптовалюту в России так же просто, как обменять рубли на доллары или евро!

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция
Трудовое право

Роструд назвал основные правовые особенности сезонной работы

По Трудовому кодексу есть особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах.

Банки

Исламский банкинг будет интересен 90 тысячам компаний

По оценкам Сбера, к 2030 году 30% населения будут составлять мусульмане. Услуги банка, которые не противоречат нормам шариата, заинтересуют 5 млн человек.

Интересные материалы

Вопросы официального трудоустройства иностранных специалистов. Общая методичка

В рамках указанной статьи вы сможете узнать об основных этапах и нюансах, связанных с официальным трудоустройством иностранных специалистов.