«Можно ли зарегистрировать фирму по адресу проживания учредителя (физического лица)?» - это один из самых распространённых вопросов на бухгалтерских и юридических интернет-форумах. Попробуем ответить на этот вопрос на примере регистрации ООО в Москве.
Дмитрий АНАШКИН, специально для ИА "Клерк.Ру"
Итак, п.2 ст. 671 Гражданского кодекса позволяет использовать юридическим лицом жилое помещение только для проживания граждан, и, в свою очередь, ст. 288 кодекса запрещает размещать в жилом помещении предприятия и учреждения. Являются ли эти нормы запретительным барьером для указания в учредительных документах, в качестве места нахождения юридического лица, адреса проживания учредителя (участника)?
Налоговики, в своих официальных разъяснениях, часто склоняются к отрицательному ответу, однако признавая, что оснований для отказа в регистрации такого предприятия нет. Между тем судебные инстанции придерживаются мнения, что в законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормы, запрещающие указывать в качестве места нахождения юридического лица адрес учредителя, пусть даже это помещение является жилым (Постановления ФАС Московского округа по делам № КА-А40/2179-02, № КА-А40/5289-01, № КА-А40/5302-01; Постановление ФАС Северо-Западного округа № А56-16109/03).
Одним из основных документов, который устанавливает возможность регистрации юридических лиц на домашний адрес, является Закон г. Москвы от 28.06.1995 г. N 14 "Об основах малого предпринимательства в г. Москве". В силу п. 5.6. этого закона допускается регистрация юридических лиц - субъектов малого предпринимательства по месту жительства учредителей, если они учреждены физическими лицами, без участия юридических лиц, иностранных партнеров (при этом, по мнению ФАС МО, пункт 5.6 ст. 5 Закона г. Москвы от 28.06.95 № 14 не противоречит ст. 288 ГК РФ). Но в соответствии с п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его исполнительного органа (например, Генерального директора). Иными словами учредитель, чей домашний адрес используется, как местонахождение фирмы должен быть её руководителем, хотя этому правилу не всегда следуют. Впрочем, несмотря на благоприятную практику кассационных инстанций, весной 2006-го года Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении иска руководителю компании, который требовал отменить решение об отказе в регистрации изменений, связанных с сменой местонахождения организации на домашний адрес единственного участника (он же является руководителем). По мнению суда, место жительства физического лица и место нахождение органа управления юридического лица не могут совпадать (т.е. суд полностью разделяет эти два понятия).
Как же обстоит дело на практике? С регистрацией подобной фирмы в Москве, в настоящее время, могут возникнуть проблемы (во всяком случае, шансы получить отказ, хоть и невелики, но, к сожалению, часто зависят от банального невезения). Стоит отметить, что для самих налоговиков весьма сильно упрощается процедура поиска фактического места нахождения компании. Ведь одним из основных «яблок раздора» между инспектором и организацией-налогоплательщиком, часто является несовпадение фактического и юридического адреса – в случае указания домашнего адреса, как места нахождения компании, эта проблема снимается сама собой.
Для «легазизации» домашнего адреса в уставе также нелишне процитировать в уставе вышеуказанный Закон г. Москвы. Если же вас смущает фигурирование «квартирного» адреса в уставе, то номер квартиры можно и не указывать - для регистрации будет достаточно номера дома, а урегулировать вопрос с доставкой корреспонденции в адрес юридического лица можно будет, заключив договор с местным отделением связи.
Начать дискуссию