В рамках ОЭСР разрабатывается проект электронного контроля за деятельностью оффшорных зон. Об этом на конференции "Международное налоговое планирование и управление активами" сообщил начальник отдела международного налогообложения Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ Дмитрий Николаев. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
Центральное место в программе конференции занимало обсуждение готовящихся изменений в соглашение об избежании двойного налогообложения между Россией и Кипром. "Внесение Кипра российскими властями в "черный список" юрисдикций в последние годы сместило его с первой позиции в перечне крупнейших инвесторов в экономику России, - заметил Николаев. - Лидером стали Нидерланды, на второе место, по некоторым оценкам, вышел Люксембург. И это при том, что в Люксембурге минимальная ставка налогообложения дивидендов, по соглашению, составляет 10%".
"Налоговую администрацию России беспокоило то, что значительные суммы доходов, например, по паям паевых фондов или доходы от отчуждения акций (которые были более чем на 50% представлены недвижимостью), не облагались налогом в Российской Федерации, - пояснил чиновник Минфина. - По некоторым данным, до 90% московского рынка недвижимости контролировалось кипрскими компаниями. Инвестиционные потоки в той же недвижимости уже переключаются на Люксембург и Нидерланды. Работа по повышению прозрачности ведется и с ними".
"Отдельная проблема - внесение изменений в небезызвестную статью 7 Налогового кодекса, - заявил Дмитрий Николаев . - Ясно, что существует примат международного права над национальным, он зафиксирован в Конституции. Но мы предложили вставить вполне безобидную фразу - нечто вроде "если будет установлено, что конечный выгодоприобретатель не является резидентом страны, с которой заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, то положения соглашения к нему неприменимы". Мне кажется, это вполне очевидно. Если проверка выясняет, что дивиденды, выплачиваемые резиденту Кипра, в конечном итоге оказываются в кармане российского резидента, то какие нормы могут к нему применяться, кроме положений НК РФ? Тут возник вопрос - надо дать определение того, кто такой конечный выгодоприобретатель. Организация экономического сотрудничества и развития, к примеру, не имеет на этот счет определенной точки зрения. Мы заменили термин "на лицо, имеющее право на доходы". Это требование от нас расшифровать не потребовали, но Главное правовое управление президента заявило, что наше предложение противоречит и Конституции, и Налоговому кодексу. Каким образом, правда - мне непонятно".
"Между тем в ОЭСР существует интересный проект под названием TRACE, - рассказал Николаев. - Он призван упростить администрирование налогообложения трансграничных доходов пассивного характера - дивидендов и роялти, прежде всего. Это единая электронная форма подтверждения резидентства лица, получающего дивиденды и его статуса - конечный он получатель, или кому-то их передает. В этом случае отпадает необходимость в бесконечных подтверждениях по цепочке, которая может составлять не один десяток лиц - депозитариев, уполномоченных банков в разных странах. И невозможно выяснить, является тот или иной банк получателем или же техническим агентом".
Таким образом, технические средства определения конечного получаетеля выгоды разрабатываются, и Минфин готов вынести определение этого термина, как только ситуация созреет, подытожил Дмитрий Николаев.
Начать дискуссию