Борцы с нелицензионными программными продуктами намерены более активно привлекать к сотрудничеству антимонопольное ведомство и службу судебных приставов. Об этом 14 марта в ходе конференции по управлению программными активами в России Russian SAM Academy сообщил руководитель отдела по противодействию интеллектуальному пиратству в России и странах СНГ компании Adobe Systems Игорь Слабых. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
С каждым годом преследование пиратов в России становится все более активным. К примеру, количество дел, ежегодно возбуждаемых по факту незаконного использования продуктов Adobe Systems, с 2007 по 2011 годы выросло в тридцать раз - с 38 до 1073.
"Так сложилось в нашей стране, что основным видом ответственности за нарушение авторских прав на ПО является уголовная ответственность, - заметил Слабых. - Административными делами правоохранительные органы не интересуются, а правоообладатели самостоятельно прийти с проверкой на подозреваемое предприятие не могут.
Более того, в декабре 2011 в УК были внесены изменения. Сейчас уголовное дело по ч.2. и ч.3 ст. 146 УК РФ может быть возбуждено, только если стоимость программного обеспечения превышает 100 000 рублей. Мерами наказания выступают штраф до 500 000 руб. или лишение свободы до 6 лет".
"Но без административного или уголовного дела не может быть гражданско-правового иска о компенсации ущерба. Это подвигает правообладателей на то, чтобы искать новые пути защиты своих прав, - заявил представитель Adobe Systems. - Альтернативные способы есть. Это, к примеру, борьба с недобросовестной конкуренцией. В ст. 14.33 КоАП РФ говорится о недобросовестной конкуренции, которая выразилась во введении в оборот товаров и услуг с нарушением прав на результаты интеллектуальной деятельности. Споры в этом случае рассматривает ФАС, заявление должно поступить от конкурента подозреваемой компании. По данной статье предусмотрено взыскание оборотного штрафа не менее 100 000 рублей. Пока что по ней привлечено к ответственности очень немного конечных пользователей, но в будущем может быть больше.
Есть в этом направлении поддержка и от американских законодателей. В штатах Вашингтон и Луизиана уже действует Закон о противодействии недобросовестной конкуренции, идею которого принципиально поддержали прокуроры еще 30 штатов США. По этому закону компания из любой страны мира, использующая нелегальное программное обеспечение и экспортирующая продукцию в США, может быть подвергнута следующим мерам воздействия: арест товаров, запрет на экспорт в США, компенсация ущерба правообладателям до 250 000 долларов.
Кроме того, ст. 1253 ГК РФ предусматривает ликвидацию юрлица по заявлению прокурора за неоднократное или грубое нарушение исключительных прав третьих лиц. Пока нет прецедентов ее применения, но для биржевой компании сам факт подачи прокурором такого заявления в суд может стать серьезным ударом.
Российским законодательством напрямую не предусмотрена процедура так называемого гражданского обыска, практикуемого, к примеру, в Турции и Индии (когда правообладатель обращается в суд с просьбой выдать ордер на проверку, и с этим ордером приходит на предприятие вместе с полицией). Но зато ст. 99 АПК РФ предусматривает возможность применения предварительных обеспечительных мер в арбитражном процессе. В этом случае правообладатель, заручившись определением суда о применении подобных мер, может проводить осмотр компьютеров вместе с судебным приставом".
Правообладатели продолжат развивать борьбу с использованием нелицензионного ПО, подытожил Игорь Слабых. Компаниям, не желающим вступать в конфликт, лучше прибегнуть к услугам специальных аудиторов, которые своевременно оценят правильность использования программ на рабочих компьютерах.
Начать дискуссию