ФАС и сегодня является мировым рекордсменом по численности сотрудников и количеству заводимых дел. Предложенные ведомством поправки в законодательство еще более усугубляют давление на бизнес, причем малый бизнес, который не имеет никакого отношения к реальным картелям, опасным для экономики. Об этом 15 октября в ходе пресс-конференции "Чем грозят поправки "четвертого антимонопольного пакета?" заявил вице-президент, председатель комитета по развитию конкуренции "Деловой России" Николай Остарков. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
Госдума успела принять в первом чтении законопроект об отмене уведомительного контроля за сделками по слиянию среднего бизнеса, не оказывающими влияние на конкуренцию (законопроект № 199585-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции»). В апреле ФАС России внесла в правительство проект поправок к нему - так называемый «четвертый антимонопольный пакет». Это самое объемное и радикальное изменение антимонопольного законодательства после принятия закона №135-ФЗ в 2006 году, отметил Николай Остарков. По словам вице-президента "Деловой России", «четвертый антимонопольный пакет» вводит новые виды государственного регулирования - потенциально коррупциогенные и избыточные".
В частности, предлагается ввести регулирование со стороны ФАС правил торговой практики (по сути, всей коммерческой деятельности компании). Распространить правила недискриминационного доступа на товары субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке. (То есть регулирование, применяемое к субъектам естественных монополий, будет распространено на компании, занимающие доминирующее положение компании, что противоречит ст. 426 ГК, отметил Остарков).
Пакет поправок отменяет «иммунитеты» от антимонопольного преследования для обладателей правами на интеллектуальную собственность, допустимость соглашений о совместной деятельности, если такие соглашения ведут к техническому прогрессу и выгодам для потребителей, а также подразумевает введение запрета на вертикальные соглашения между «материнскими» и дочерними компаниями.
Предлагается ввести процедуры «апелляционного» пересмотра решений территориальных управлений ФАС в центральном аппарате. Однако предложенный механизм непрозрачен, подчеркнул Николай Остарков: процедура будет проходить в форме заочного производства, без вызова сторон по делу, что, по сути, лишает стороны гарантий защиты в административном процессе.
ФАС - самая большая по численности сотрудников и числу заводимых дел антимонопольная служба в мире, напомнил Остарков. При этом 65% участников Реестра хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю свыше 35% - это малый и средний бизнес, на долю которого приходится 80-90% всех дел. Даже если сократить количество антимонопольных дел в 10 раз, их все равно будет больше, чем в США.
"Деловая Россия" выступает категорически против "четвертого антимонопольного пакета" и предлагает не распространять ст. 10 закона 135-ФЗ не должна распространяться на субъекты МСП. То есть малый бизнес ни при каких условиях не должен признаваться монополистом. Кроме того, необходимо разрешить все соглашения между собой субъектов МСП, а также компаний с маленькой (до 20%) долей рынка (за исключением ценовых картелей и сговоров на торгах), полагает Остарков.
Начать дискуссию