Право

Минэкономразвития предлагает отменить "медведевские" ограничения на количество проверок предпринимателей

Через несколько дней Минэкономразвития внесет на рассмотрение правительственной комиссии проект Федерального закона «О государственном и муниципальном контроле (надзоре) в Российской Федерации».
Минэкономразвития предлагает отменить "медведевские" ограничения на количество проверок предпринимателей
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Через несколько дней Минэкономразвития внесет на рассмотрение правительственной комиссии проект Федерального закона «О государственном и муниципальном контроле (надзоре) в Российской Федерации». Ожидается, что уже в сентябре документ начнет рассматривать Госдума. Об этом 28 августа в ходе пресс-конференции, посвященной концепции проекта Федерального закона "О государственном и муниципальном контроле (надзоре) в Российской Федерации", разработанного Минэкономразвития, сообщил уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов.

Главное, что беспокоит уполномоченного по защите прав предпринимателей - это то, что законопроект фактически отменяет действие "медведевского" закона №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". То есть Минэкономики предлагает отменить действующее сегодня ограничение по количеству плановых проверок предпринимателей. Вместо этого запланировано внедрить во всех ведомствах, осуществляющих контроль над бизнесом, так называемый риск-ориентированный подход. Сегодня примером действия такого подхода может служить Федеральная таможенная служба, в которой решение о степени пристрастности таможенной проверки груза принимается на основе соответствия перевозчика одному из примерно 10 тысяч профилей. Похожий принцип действует и в Федеральной налоговой службе при определении способа проверки.

Таким образом, новый законопроект дает госведомствам полную свободу при проведении проверок - главное, чтобы для каждой из них существовало готовое объяснение. В свою очередь, задачи по целевым показателям проверок будет устанавливать правительственная комиссия. Служба бизнес-омбудсмена предлагает конкретизировать ответственность и наделить МЭР функцией прямого регулятора системы контрольно-надзорной деятельности. В числе прочего, по словам Бориса Титова, министерство могло бы формировать бюджетное задание для контролирующих ведомств, одновременно утверждая бюджетную заявку на финансирование этой работы.

Другой важный, с точки зрения Титова, момент - это введение в действие единой учетной системы - реестра государственных и муниципальных проверок, открытого для доступа в онлайне. "Уже сегодня количество внеплановых проверок сравнялось с количеством плановых, - сетует омбудсмен, - прокуратура утверждает семь из десяти заявок на такие проверки". Если законопроект Минэка примут в текущем виде (а пока что, несмотря на общественное обсуждение, в его тексте не изменилось ни фразы), такой реестр полностью потеряет смысл, а вал проверок будет нарастать в соответствии с пожеланиями самих контролеров.

Наконец, Бориса Титова не устраивает крайне скромная роль, отведенная в законопроекте возглавляемой им службе. Институту уполномоченного по защите прав предпринимателей в документе оставлено лишь право общественного контроля на стадии разработки нормативной документации. Титов настаивает на том, что заключение уполномоченного по оценке регулирующего воздействия должно иметь статус обязательного к рассмотрению.

Титов напомнил о внешнеполитической ситуации и подчеркнул, что перед российским бизнесом "появляется возможность ответить на крайне амбициозный вызов по обеспечению нужд внутреннего рынка отечественной продукцией". А предлагаемые нововведения, по его словам, никак не подстегивают экономический рост, скорее наоборот, ставят на пути бизнеса новые барьеры.

Начать дискуссию