Идея либерализации антимонопольного законодательства для малого и среднего бизнеса чревата тем, что за ширмой малого бизнеса от ответственности будут уходить действительно крупные игроки рынка. Об этом в ходе форума "Антимонопольное регулирование в России" заявил руководитель ФАС Игорь Артемьев. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.
Подобные предложения содержатся, в частности, в ежегодном докладе Уполномоченного по защите прав предпринимателей при президенте РФ Бориса Титова.
«37% антимонопольных дел сегодня возбуждается против малого и среднего бизнеса, и лишь 11% - против компаний из первой сотни по обороту, - говорится в докладе. - Между тем небольшой размер компании свидетельствует о низких барьерах входа на рынок и, как следствие, малой вероятности его монополизации. В результате ресурсы ФАС отвлекаются от расследования ключевых дел, что вредит качеству их рассмотрения.
Предлагаем ввести в закон «О защите конкуренции» изменения, согласно которым закрепляется норма о том, что компании с долей рынка менее установленного порогового значения не подпадают под действие закона №135-ФЗ. Закрепляется пороговое значение минимальной доли рынка для дел о соглашениях и согласованных действиях, вводится законодательный иммунитет для преследования малого и среднего бизнеса (с соответствующими исключениями».
«Я думаю, что сторонники иммунитета для малого бизнеса либо недооценивают изобретательность отечественных предпринимателей, либо играют не за ту команду, - отреагировал на упомянутую инициативу глава ФАС. - Допустим, сегодня мы дадим малому бизнесу иммунитет. Что мы увидим завтра? Компании, входящие в одну группу лиц и занимающие доминирующее положение на рынке, начнут действовать таким образом, что при антимонопольном разбирательстве службы «крайним» в сбытовой цепочке всегда будет оказываться субъект малого предпринимательства, а экономическую выгоду получат все другие лица этой группы. А нам останется только пожимать плечами и говорить, что мы ничего не можем с этим поделать.
Фактически это приведет к возможности для отдельных групп лиц «легально» злоупотреблять своим доминирующим положением. Эти же доводы необходимо учитывать при оценке предложений по введению иммунитета для субъектов малого предпринимательства по их участию в картеле. Надо также сказать, что законодательство как ЕС, так и США не предусматривает каких-то «исключений» для картелей».
Начать дискуссию