Минтруд разместил на федеральном портале проектов НПА уведомление о начале разработки проекта по внесению изменений в Закон РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Изменения коснутся статей 33 и 34 вышеназванного закона в части размера пособия и условий его назначения для лиц, прошедших военную службу по призыву. Планируется, что изменения вступят в силу в феврале 2017 года.
Причиной внесения изменений стало Постановление Конституционного суда от 11 октября 2016 г. N 19-П.
Заявителем выступил гражданин Н.А. Назаров, который после службы в армии встал на учет в ЦЗН, где ему было назначено минимальное пособие по безработице.
Между тем перед призывом на службу Назаров работал юристом. Однако пособие ему было назначено как лицу, стремящемуся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва. Орган государственной службы занятости населения исходил из того, что заявитель, хотя и имел до призыва на военную службу оплачиваемую работу в течение 52 недель и среднемесячный заработок в размере 5000 рублей, был признан в установленном порядке безработным лишь спустя 1 год 2 месяца и 22 дня после увольнения с работы.
Безработный оспорил решение ЦЗН в суде, однако его иск не был удовлетворен, так как прохождение военной службы по призыву не является, по смыслу действующего законодательства о занятости населения, трудовой деятельностью, а значит перерыв в трудовой деятельности имел место и минимальное пособие назначено правомерно.
Однако безработный гражданин не покорился судьбе и обратился в Конститацинный суд, который в итоге поддержал его.
Конституционный суд признал взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 7, 19 (часть 1), 37 (часть 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они позволяют засчитывать срок военной службы по призыву в период перерыва в трудовой деятельности в целях определения размера пособия по безработице гражданам, которые до увольнения в связи с призывом на военную службу имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).
Судьи отметили, что федеральный законодатель обязан соблюдать конституционные принципы, с тем чтобы обеспечить учет фактических различий между гражданами, уволенными с работы в связи с призывом на военную службу и добросовестно исполнившими конституционную обязанность по защите Отечества, и теми лицами, которые не стремились к продолжению трудовой деятельности и обратились в органы государственной службы занятости населения спустя длительное время после увольнения, или лицами, уволенными за нарушение трудовой дисциплины либо другие виновные действия.
Комментарии
2