Справочно-правовые системы

«Тест-драйв» справочно-правовых систем: начинаем с веб-сервиса

В популярных глянцевых журналах нередко можно прочитать о проведении тест-драйвов разных марок автомобилей.

В популярных глянцевых журналах нередко можно прочитать о проведении тест-драйвов разных марок автомобилей. Выдержать эксперимент на надежность и удобство, проведенный независимым пользователем, – означает продемонстрировать реальные, нерекламные преимущества.

А почему бы не осуществить тестирование справочно-правовых систем среди бухгалтеров и предпринимателей? Сегодня мы расскажем о первом опыте: под «прицел» нашего наблюдения попал справочно-правовой веб-сервис для компаний малого бизнеса «Контур-Норматив». «Контур-Норматив» появился на российском рынке совсем недавно – весной 2009 года, поэтому пока о нем совсем мало что известно.

Этап подготовки: что за птица «Контур-Норматив»?

Возможность протестировать новый сервис, разработанный компанией СКБ Контур, предоставили случайному пользователю из потенциальной аудитории продукта, имеющему общие представления о работе в справочно-правовых системах (стандартные 3-4 запроса в месяц в одну из популярных систем).

Производители нового сервиса говорят о «Контур-Норматив» как об экономичном и оперативном решении для малого и среднего бизнеса. Поэтому индивидуальный предприниматель Нина Шинкаревская, согласившаяся вместе с автором материала поучаствовать в эксперименте, поможет дать объективную оценку новому продукту. Озвученные наблюдения не претендуют на звание системного анализа, это впечатления обычных пользователей, не слишком осведомленных в тонкостях функционирования справочно-правовых систем.

Прежде чем попробовать работать в сервисе, мы решили узнать особенности «Контур-Норматив», которые транслируются разработчиками.
Анализ публикаций СМИ и рекламной продукции позволил выделить следующие характеристики:

  1. Доступная стоимость. «Контур-Норматив» стоит в разы дешевле привычных справочно-правовых систем. Заявление соответствует действительности. Так, обслуживание продукта в Московской области для индивидуального предпринимателя за 1 месяц обходится в сумму от 1 тыс. до 1 тыс. 300 рублей. Если сравнивать цены с другими справочно-правовыми системами схожего информационного наполнения, разница получается в 4-6 раз. Идем дальше.
  2. Необходимое и достаточное. Справочно-правовой веб-сервис «Контур-Норматив» включает в себя налоговое, трудовое, гражданское, финансовое, предпринимательское законодательство, а также авторские аналитические материалы и практический блок, содержащий судебную практику и разъяснения аудиторских и консалтинговых компаний. В базе представлен полный набор актуальных бланков и форм документов. При этом, как утверждают создатели, база данных «не отягощена» сильно устаревшими и редко используемыми документами.

Есть ли «самое необходимое» и достаточно ли этого для работы – это нам и предстоит проверить.

  1. Ежедневное обновление нормативной базы. Главное отличие «Контур-Норматив» от других распространенных справочно-правовых систем заключается в том, что это решение на основе «веб-технологии». Это означает, что вся база правовых документов располагается не на рабочем компьютере пользователя, а на сервере разработчика. Данная особенность позволяет избежать длительных и неудобных процедур обновления системы, а также «привязки» пользователя к одному рабочему месту. Работать с веб-сервисом можно с любого компьютера, подключенного к сети Интернет.

Что ж… Озвученные преимущества выглядят вполне серьезно. Мы попробовали сформулировать для себя, что же именно предлагает нам производитель: «несложный» продукт за небольшие деньги, претендующий стать «прожиточным минимумом» для малого и среднего бизнеса.

Ищу тебя. Работа в сервисе «Контур-Норматив»

Один из самых серьезных аргументов, озвученных в пользу выбора «Контур-Норматив» – это доступная цена. Для небольших организаций, которые привыкли внимательно относиться к затратам и приобретать исключительно самое необходимое, это вполне подъемная сумма, сравнимая разве что с затратами на канцелярию.

Бесплатный доступ к сервису для тестирования нам предоставила компания-разработчик. Формат веб-сервиса и правда удобен: при соответствующих несложных настройках можно заходить в «Контур-Норматив» не только с рабочего компьютера, но и с домашнего или ноутбука.
Итак. Заходим в «Контур-Норматив».

Внешний вид. «Достаточно опрятный и понятный» – такая оценка была дана нами. Приятная зеленая гамма, никаких «лишних» перегружающих элементов.
Всего в рабочем поле представлено 5 информационных разделов:
1. «Все документы» – общий поиск по всей базе «Контур-Норматив».
2. «Законодательство» – поиск по нормативно-правовой базе документов РФ.
3. «Консультации экспертов» – поиск актуальных вопросов-ответов по рубрикам.
4. «Формы документов».
5. «Авторские материалы».

Решили попробовать найти образец оформления договора купли-продажи. В адресную строку, подобную той, что встречается в поисковых системах, вводим «договор купли-продажи». Через несколько секунд выдается огромное количество документов. Что интересно: можно переходить из раздела в раздел (к примеру, из «Все документы» в «Формы документов») без необходимости заново вводить запрос.
Стоит отдельно отметить скорость работы: поиск и подбор нужных документов сервис осуществляет очень быстро.

Итак, нам выпал большой список ссылок, где есть упоминания «договор купли-продажи». Не очень удобно, что порядок вывода ссылок не сортируется, разобраться можно только по значкам статуса документа «действующий/недействующий». Учитывая, что база данных обновляется ежедневно, за нехватку самых свежих документов можно не переживать.

Многостраничный список самых разных документов и статей, где упоминается договор купли-продажи, немного смущает. Но необходимый документ мы успешно нашли в самом начале списка. Пожалуй, удобство поиска можно оценить на «четверку».
Открываем найденный файл. По умолчанию слева доступен список разделов представленного документа (нет необходимости прокручивать весь документ в поисках нужной главы). Справа – непосредственно сам документ. Его можно тут же распечатать или развернуть, выбрав удобный размер шрифта. Отдельно доступна общая информация о документе («статус»-«вид»-«принят»-«редакция»…).
Далее попробовали найти актуальный 152-й закон «О персональных данных». Порядок сортировки ссылок опять же не слишком логичный, но нужное находится на первой странице. Точные реквизиты документа, как выяснилось, помнить не обязательно. Можно ввести и просто «Закон о персональных данных». По умолчанию сервис может «понимать» разные формулировки.
Адресная строка воспринимает и более свободный язык запросов. Так, мы ввели «посмотреть федеральный закон “О персональных данных”» – и без труда нашли актуальную версию документа. Поиск внутри документа, реализуемый обычным нажатием клавиш ctrl + F, также работает.

Еще один вопрос, который нас интересовал: сколько интернет-трафика потребляется во время работы? Выяснилось, что совсем немного – можно приравнять к чтению новостей или книг в Интернете.

К чему усложнять жизнь?

Вообще, в процессе поиска мы, как участники эксперимента, пришли к определенным размышлениям. В базе «Контур-Норматив» находится порядка 400 тыс. документов. В более крупных системах их количество стремится к миллиону. И вот здесь представляет интерес следующее.
– В среднем предприниматель да и просто бухгалтер небольшой организации нуждается в не более 10-15 уникальных документах в месяц, хотя и эта цифра мне кажется завышенной, – считает Нина Шинкаревская. – Появляется резонный вопрос: к чему все эти «миллионы», за которые нам, пользователям, приходится платить большие деньги? Возникает аналогия с покупкой сложной бытовой техники, когда люди приобретают дорогие модели телевизоров и ДВД, используя в дальнейшем только самые простые функции и никогда не меняя настроек.

Получается, что «Контур-Норматив» – это достаточно простое решение без излишеств за доступные деньги. Поскольку сервису нет и года, естественно, производителям есть над чем работать и куда развиваться. В частности, сделать поиск более удобным (возможность сортировки документов по статусу, времени выхода и другим категориям).
Пока же новый продукт вполне соответствует заявленным характеристикам и, как нам кажется, может стать реальным помощником для руководителя, бухгалтера или специалиста по кадрам.

 

Комментарии

Комментарии под этим материалом были скрыты

В связи с нарушением норм общения и правил сайта, мы скрыли все оставленные комментарии. Если у вас есть вопросы или замечания, отправляйте их на почту support@klerk.ru