Спросите сегодня любого студента первого курса специальности «Маркетинг», на чем основывается построение маркетинговой концепции предприятия, и Вам отчеканят, не задумываясь: на данных маркетинговых исследований.
И правда, потребность в такой информации неоспорима и маркетинговые исследования стали неотъемлемой частью работы любой уважающей себя компании. Да и вряд ли кого сегодня можно удивить предложением ответить на пару вопросов с целью внести свою лепту в развитие того или иного рынка.
Однако, в погоне за перспективами получения прибыли от использования результатов исследований, компании забывают о таком понятии, как «этика маркетинговых исследований». Это понятие относится сразу к трем сторонам: заказчику исследования, подрядчику и респонденту. Логично, что самым критичным в этом вопросе является этика респондентов. Ведь соблюдение определенных этических норм является залогом активной гражданской позиции относительно исследований, а значит и их успеха для фирм-заказчиков. Следует отметить, что тот человек, который добровольно согласился поучаствовать в проводимом исследовании, т.е. респондент, подтверждает своим согласием моральное обязательство давать честные ответы на поставленные вопросы. Само собой разумеется, что ложная информация, предоставленная респондентом, является неприемлемым явлением с точки зрения этики исследования. В свою очередь, этим же согласием на участие в исследовании, респондент автоматически получает определенные права, часть которых изначально прописаны в законодательстве многих стран. Респондент не только имеет право на конфиденциальность и безопасность, он также имеет право знать подлинную цель проведения маркетингового исследования, имеет право претендовать на получение его результатов, и, конечно же, имеет право выбора, отвечать или нет на те или иные вопросы.
К примеру, глупо надеяться на то, что человек, в здравом уме, станет отвечать на вопросы, дающие возможность определить уровень его материального положения. Назвать свой адрес, состав семьи, перечислить последние дорогостоящие покупки, если заказчик или подрядчик (в зависимости от условий сотрудничества) не продумали технологию проведения исследования и предложили интервьюеру задать эти вопросы при выходе из магазина бытовой техники.
Насколько негативной может быть реакция респондентов на поставленные вопросы, настолько же они могут проявить себя альтруистами и подробно ответить на все открытые вопросы, оставить все возможные контакты, чтобы подрядчик мог проверить работу интервьюеров. Мало того, при непосредственной проверке, проводится она по телефону или при встрече, респондент расскажет, как старался интервьюер, какой он молодец и умничка. Такие различия в реакции людей вызваны особенностями психологии и менталитета. Разумеется, человек с активной жизненной позицией скорее ответит на все вопросы, чем флегматик, сосредоточенный на своих проблемах.
К сожалению, нет такого свода правил и норм проведения маркетинговых исследований, на которые можно было бы ссылаться всем трем сторонам. Однако, следует учитывать, что в основе всегда лежат конституционные права человека и нормы морали. Конечно же, было бы замечательно, если бы каждый из нас, находясь по любую из сторон баррикады, смог поставить себя на место собеседника, оценить и понять его потребности. Тогда вопрос нарушения этики маркетинговых исследований не стоял бы так остро. И компании получили бы свою прибыль от повышения объемов продаж, и покупатели получили бы продукт высокого качества. Как говорится и волки сыты, и овцы целы.
По материалам сайта: startmarketing.ru
Комментарии
Комментарии под этим материалом были скрыты
В связи с нарушением норм общения и правил сайта, мы скрыли все оставленные комментарии. Если у вас есть вопросы или замечания, отправляйте их на почту support@klerk.ru