Не первый год ведется обсуждение вопроса о привлечении долгосрочных инвестиций в российскую экономику. Осенью 2013 года лидеры Саммита G-20 в Санкт-Петербурге выдвинули ряд предложений по развитию инфраструктурного финансирования. Многие рекомендации были услышаны, и, как ожидается, будут приняты на законодательном уровне.
Два важных законопроекта, в которых нашла отражение большая доля инициатив от РФПИ, Госдума примет на ближайшей весенней сессии. Речь идет об основах ГЧП (одобрен в 1-м чтении) и о законопроекте о секьюритизации финансовых активов (одобрен во 2-ом чтении).
По мнению экспертов, принятие этих поправок приведет к активному привлечению частных инвесторов в строительство объектов инфраструктуры РФ, а также позволит операторам проектов увеличить число источников средств, не замыкаясь на банковских кредитах.
Что касается создания крупных инфраструктурных объектов, то для этого необходимо оптимизировать формат именно государственно-частного партнерства. На сегодняшний день при планировании выделения средств из бюджета наблюдается острый дефицит механизмов по привлечению «длинных денег».
По мнению экспертов, в текущей ситуации концессия является чуть ли не единственным реально работающим инструментом ГЧП в России. Но данная форма распространяется на небольшой круг отраслей, и подходит не для всех инвесторов. По словам генерального директора РФПИ Кирилла Дмитриева, в настоящее время бизнес и государство нуждаются в «инфраструктурном рывке», для которого необходимо большее количество эффективных инструментов и механизмов.
В противном случае ситуация, когда компании совершают сделки в зарубежных юрисдикциях, а не включаются в проектное финансирование на наших площадках, так и не сдвинется с мертвой точки. Хотя следует отметить, что некоторые важные шаги в исправлении ситуации уже сделаны. Сразу после оформления Совета по инвестициям аппарат начал работу по разработке базовых положений для инфраструктурного финансирования. К слову, большинство инициатив, разработанных в рамках этого Совета, были поддержаны парламентариями.
Но помимо базовых задач, нужно решить и смежные проблемы. Одна из таких – необходимость расширения списка источников средств для операторов проектов, чтобы те могли воспользоваться не только банковскими кредитами, но и другими потенциальными источниками. Для этого в законопроект о секьюритизации включили пункт о создании специализированных хозяйственных обществ. Планируется организовать два типа структур, которые по сути будут выполнять функции обществ проектного финансирования. В документации этих организаций будет прописан особый порядок банкротства для защиты интересов участников сделки. В планах - ввести пониженную норму риска при секьюритизации, то есть для инфраструктуры норма может быть на уровне 10% от объема выпуска, а для специализированных – 20%.
Кирилл Дмитриев подчеркнул, что необходимость расширения законодательной базы в сфере проектного финансирования в максимально короткие сроки нашла понимание у депутатов.
Глава РФПИ Кирилл Дмитриев высказал надежду, что сегодня – это уже финишная прямая после 10-летнего обсуждения общероссийского закона о ГЧП, законопроект будет принят. Указанные выше поправки необходимы для улучшения финансовых механизмов, и все же для полноценного развития инфраструктуры этого пока недостаточно. Поэтому в дальнейшем нужно будет предпринять следующие шаги для того, чтобы сделать инструмент ГЧП наиболее эффективным форматом реализации проектов.
Комментарии
Комментарии под этим материалом были скрыты
В связи с нарушением норм общения и правил сайта, мы скрыли все оставленные комментарии. Если у вас есть вопросы или замечания, отправляйте их на почту support@klerk.ru