28 ноября в Торгово-промышленной палате РФ в рамках Х Всероссийского налогового конгресса «Налоговый маневр-2014: взгляд бизнеса и власти» прошло очередное заседаниеРабочей группы по электронному документообороту при Экспертном совете ТПП России по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики.
По традиции, каждый год это мероприятие проходит в рамках круглого стола в уютном зале Библиотеки ТПП России.
В этот раз тема круглого стола была как никогда актуальной: «Электронный документооборот: новые вызовы. Устранение сопротивления внутри компании. Вовлечение контрагентов к переходу на электронное взаимодействие. Организация электронного документооборота для транснациональных компаний».
В работе круглого стола приняли участие: Думинская О.С. и Лапина О.Г., эксперты ФНС России; Сергей Сухинин, директор по развитию электронного документооборота и комплексных решений компании TERRALINK; Альберт Салимов, руководитель группы «Новые проекты» фирмы «1С»; Ульяна Хомутова, эксперт по решениям в области Управления закупками компании SAP-Ariba; Евгений Демур, директор по развитию бизнес-приложений компании Dentsu Aegis Network; Надежда Вишневская, старший налоговый менеджер компании Procter&Gamble; Ирина Николаева, заместитель главного бухгалтера ОАО «Аэрофлот»; Мария Латухина, ведущий юрисконсульт компании Vi; Елена Плетнева, главный бухгалтер Группы компаний HeadHunter и другие.
Открыл заседание Руководитель Рабочей группы по электронному документообороту при Экспертном совете ТПП России по совершенствованию налогового законодательства, Председатель Совета директоров компании «Такском» Александр Меликджанян. Приветствуя аудиторию, он отметил возросшее количество внедрений и число переданных через Оператора электронного документооборота электронных документов, а также то, что за три года Рабочая группа превратилась в своеобразную площадку, на которой можно обсудить актуальные проблемы организации и внедрения электронного документооборота. На каждом таком заседании, на примере конкретных предприятий из разных отраслей экономики, можно обсудить ключевые проблемы и их решения.
Спикер акцентировал внимание на новациях наступающего года, отметив, что большинство предложений, высказанных ранее на заседаниях Рабочей группы, легли в основу Дорожной карты «Совершенствование налогового администрирования» и реализованы в новых нормативных документах, которые вступят в 2015 году. Это и увеличение на 5 дней срока представления налоговой декларации по НДС, и возможность заявлять вычеты в текущем периоде до срока представления налоговой декларации. В 2015 году изменятся и подходы к налоговому администрированию. Так, декларация по НДС не будет считаться представленной, если будет сдана на бумаге.
Директор по развитию электронного документооборота и комплексных решений компании TERRALINK Сергей Сухинин рассказал об интеграционном решении для SAP ERP и о выгодах электронного документооборота, который минимизирует человеческий фактор при обработке.
О том, как фирма «1С» развивает обмен электронными документами и о совместном решении «1С-Такском» рассказал представитель фирмы «1С» Альберт Салимов. Он сообщил, что за 10 месяцев 2014 года число абонентов, использующих «1С-Такском», увеличилось более чем в 2 раза. С помощью этого решения можно приглашать к обмену контрагентов, обрабатывать, принимать и отправлять документы, вести электронный архив.
Эксперт по решениям SAP в области Управления закупками компании SAP-Ariba Ульяна Хомутова заострила внимание на необходимости поддерживать электронные процессы во всей цепочке закупочной деятельности с использованиям бизнес-сети Ariba. На сегодняшний день к этой огромной международной бизнес-сети подключено 1,4 млн участников из 190 стран. Она сообщила, что ряд клиентов уже 80% закупок осуществляют в электронном виде, а есть те, которые отправляют в электронном виде 98% счетов-фактур. Ariba может служить отличным примером легкости и простоты привлечения поставщиков к участию в электронном взаимодействии.
Историей успешного пилотного проекта с компанией «МегаФон» поделился Евгений Демур, директор по развитию бизнес-приложений компании Dentsu Aegis Network. Он поблагодарил специалистов компании «Такском», особенно Романа Шибанова, за помощь при реализации проекта и поиск оптимальных решений для всех сторон электронного документооборота.
Надежда Вишневская, старший налоговый менеджер компании Procter&Gamble уделила внимание электронному НДС, который волнует и ФНС, и налогоплательщиков, и операторов электронного документооборота. Она рассказала о том, как компания готовится к электронному декларированию в части отражения в декларации сумм НДС, относящихся к экспортной деятельности. Эксперт предложила «узаконить» расчетный регистр входного НДС, относящегося к экспорту и предусмотреть возможность регистрации корректировочного счета-фактуры в тех же книгах, где был зарегистрирован первоначальный счет-фактура, что во многом облегчило бы жизнь налогоплательщикам.
Продолжая тему электронного НДС, заместитель главного бухгалтера компании «Аэрофлот» Ирина Николаева отметила, что появление новой декларации по НДС вызвало много вопросов и что в рамках круглого стола создана уникальная возможность обсудить новые изменения. По ее мнению, новая декларация по НДС не учитывает применение налогоплательщиком метода распределения затрат для целей ведения раздельного учета. Эксперт предложила дополнить налоговую декларацию по НДС дополнительным листом, фиксирующим «входной» НДС по видам деятельности в соответствии с учетной политикой налогоплательщика. Это даст преимущества и налогоплательщикам, и налоговым органам.
Ирина Николаева отметила, что для участников круглого стола уже не стоит вопрос: переходить или не переходить на электронный документооборот? Этот вопрос уже решен, электронный документооборот внедряется по всем направлениям деятельности.
Активно развивает электронный документооборот крупнейший медиаоператор рекламного рынка – компания Vi(ранее – «Видео Интернешнл»). Об этом рассказала ведущий юрисконсульт компании Мария Латухина. В настоящее время Viотправляет и получает в электронном виде гарантийные письма, счета, приложения, акты, счета-фактуры, графики подтвержденных выходов рекламы, реализовав совместно с компанией «Такском» техническую интеграцию с собственным софтом – автоматизированной программой размещения рекламы ViMB. На очереди – универсальный передаточный документ, который планируется использовать после регистрации в Минюсте электронного формата.
Эксперт отметила, что электронный документооборот помогает ускорить процесс подписания и отправки документов, сократить сроки оплаты оказанных услуг и упрощает поиск документов, и пожелала реализовать возможность обмена электронными документами с иностранными партнерами.
Елена Плетнева, главный бухгалтер Группы компаний HeadHunter уделила внимание форс-мажорным ситуациям, связанным с техническим сбоем в приеме и обработке документов, которые могут привести к блокировке счетов налоговым органом.
Эксперт предложила утвердить стандарты электронной подписи, признанные за рубежом, и реализовать возможность юридически значимого электронного документооборота с контрагентами из стран Таможенного союза.
Участники круглого стола открыто обсудили актуальные для них проблемы, высказали свои пожелания, задавали вопросы представителям ФНС России и экспертам, получая компетентные ответы и практические рекомендации.
В завершение круглого стола состоялось пленарное заседание, на котором один из выступающих привел в качестве примера одно среднее предприятие, которое в рамках налоговой проверки должно было представить в налоговый орган 2 млн бумажных счетов-фактур!
И это лишний повод задуматься… и использовать электронные счета-фактуры и электронный документооборот.
Комментарии
Комментарии под этим материалом были скрыты
В связи с нарушением норм общения и правил сайта, мы скрыли все оставленные комментарии. Если у вас есть вопросы или замечания, отправляйте их на почту support@klerk.ru