Нужно ли переходить на «1С:Предприятие 8.2»? Если вы читаете данную статью, значит, себе вы уже наверняка ответили на этот вопрос утвердительно. Поэтому сейчас мы не будем еще раз рассказывать о преимуществах перехода на новую платформу, а сосредоточимся непосредственно на деталях и особенностях данного процесса.
1. Общий алгоритм
Итак, вы решили переходить на «восьмерку» и хотите узнать, как это делается, и чем это вам «грозит». В самом общем виде схема перехода выглядит так (рис. 1).
Рис. 1. Алгоритм перехода с платформы «1С:Предприятие 7.7» на платформу «1С:Предприятие 8.2»
1. Апгрейд. Первое, что вам нужно сделать – написать заявление от вашей организации, сдать регистрационную анкету на платформу 7.7 и приобрести платформу 8.2. При этом Вам будет предоставлена скидка в размере стоимости старой платформы, но не более 50%. Старая платформа за Вами сохраняется, и вы можете пользоваться ей и дальше, однако она будет снята с технической поддержки в фирме 1С.
2. Обновление текущей конфигурации до последнего актуального релиза.
3. Подготовка базы данных к переносу. Подразумевает резервное копирование базы данных, закрытие текущего расчетного периода, очистку базы от элементов, помеченных на удаление, и исправление ошибок в учете (если таковые имеются).
4. Перенос данных. Это основной этап. Алгоритмы и трудоемкость в каждом конкретном случае разные.
5. Обучение персонала работе с новой конфигурацией. Поскольку конфигурации на платформах 7.7 и 8.2 отличаются как по интерфейсу, так и по заложенному в них функционалу, для работы в новой конфигурации вам может понадобиться обучение. Вы можете изучить ее самостоятельно, используя соответствующую методическую литературу, но лучше все же пройти специализированный курс.
6. Эксплуатация. На этом этапе, когда пользователи начинают работать в новой программе, производится ее отладка и исправление возможных ошибок автоматизированного переноса данных.
Рассмотрим процесс перехода на новую платформу в контексте конфигурации «1С:Бухгалтерия».
2. Меняем «1С:Бухгалтерию 7.7» на «1С:Бухгалтерию 8.2»
Стратегия и механизмы переноса данных из «1С:Бухгалтерия 7.7» в «1С:Бухгалтерию 8.2» определяются следующими факторами:
- время начала ведения учета в новой программе;
- наличие и сложность доработок в текущей версии вашей конфигурации;
- необходимость сохранять историю хозяйственных операций за прошлые периоды.
Своим клиентам мы советуем начинать работать в новой программе учета с 1-ого января нового года. Это связано с тем, что большинство налогов рассчитывается нарастающим итогом. Следовательно, чтобы не разрабатывать средства корректного переноса накопленных итогов, необходимо привязать начало работы в программе к началу отчетного периода по налогам. Разумеется, можно начинать работу и с начала квартала, и даже с начала следующего месяца, но такой переход повлечет за собой более значительные затраты (ввиду существенных различий в структуре документов в 7.7 и 8.2).
В зависимости от сочетания вышеуказанных факторов ситуации могут быть следующими.
Ситуация 1:
Переход с нового года, ТИПОВАЯ конфигурация, в старой программе сформированы правильные остатки на счетах
Этот вариант прост и понятен, однако на практике встречается крайне редко. Сформировать правильные остатки в старой программе непосредственно к началу работы в новой программе возможно лишь в ряде небольших компаний, и то при условии, что все первичные документы за прошедший период предоставлены и внесены в программу.
Если это ваш случай – вам повезло. Вам потребуется лишь обновить конфигурацию «1С:Предприятие 7.7» до последней версии и воспользоваться встроенной в «1С:Предприятие 8.2» обработкой «Перенос данных из информационных баз 1С:Предприятия 7.7». Сделать это вы сможете самостоятельно, без помощи специалиста. Нужно лишь четко следовать инструкциям, указанным в обработке.
Ситуация 2:
Переход с нового года, ТИПОВАЯ конфигурация, в старой программе ОТСУТСТВУЮТ ПРАВИЛЬНЫЕ ОСТАТКИ НА СЧЕТАХ
Стандартной практикой в таком случае является работа в старой и новой программе одновременно. Во время «переходного периода» (рис. 2) сотрудникам закрывают прежние сделки в старой программе и начинают вносить документы по новым сделкам в новую систему.
Рис. 2. Переходный период при смене платформы
Чтобы преодолеть данный период с наименьшими потерями можно пользоваться следующими стратегиями:
- перенести остатки «как есть» на начало года и вести учет на основе этих данных. Как только верные остатки в «семерке» будут получены, необходимо незамедлительно скорректировать их задним числом в «восьмерке».
- отказаться от переноса некорректных остатков и вносить первичные документы по новым сделкам в «восьмерку» без последующего их проведения. В таком случае не важно, есть в программе остатки или нет, непроведенные документы никаких движений по счетам не сделают. Так нужно действовать вплоть до момента получения корректных остатков в «1С:Предприятие 7.7». Далее полученные остатки переносятся в новую программу на начало года. Завершающим шагом становится последовательное проведение внесенной в новую программу за переходный период «первички» при помощи встроенной обработки «Групповая обработка справочников и документов».
Ситуация 3: Переход с середины года, ТИПОВАЯ конфигурация
«1С:Бухгалтерия 8.2» поддерживает ряд важных для ведения учета механизмов, работоспособность которых зависит от данных, вносимых в документы в течение года. Среди таких механизмов уже упомянутый расчет налогов нарастающим итогом, алгоритм распределения косвенных расходов и прочие процедуры, относящиеся к закрытию месяца. Именно из-за этих особенностей в данной ситуации невозможно перейти на новую программу также легко, как в первых двух случаях. Для минимизации количества ошибок, которые могут возникнуть при переносе, мы рекомендуем:
- начать работу если не с начала года, то хотя бы с начала квартала;
- перенести остатки на начало года;
- перенести все первичные документы за текущий отчетный период (год) в новую систему и восстановить данные бухгалтерского и налогового учета с помощью групповой обработки справочников и документов.
Для переноса также советуем вам воспользоваться автоматизированными средствами переноса данных. Такими средствами могут быть:
- Типовое решение «1С:Конвертация данных 2.1». Данный программный продукт может использоваться для переноса информации между конфигурациями на платформе 1С любой структуры и сложности.
- Разработки фирм-франчайзи 1С. У многих компаний, в том числе и у компании «RG-Soft», существуют отработанные методики для решения данной задачи, что позволяет существенно сократить время и бюджет работ по переносу данных.
Ситуация 4: Переход с ТИПОВОЙ конфигурации С ПЕРЕНОСОМ ДОКУМЕНТОВ ПРОШЛОГО ПЕРИОДА
Отдельно отметим, что существуют компании, ведущие длительные (более года) отношения по договорам с контрагентами. Руководство таких компаний заинтересовано в наличии истории хозяйственных операций в программе. Наличие в новой программе документов, введенных в старой программе, позволяет пользователям легко и быстро отслеживать взаимоотношения по конкретным договорам/сделкам.
Реализовать такой перенос возможно с использованием тех же механизмов, что и в предыдущей ситуации. Отличием данного процесса является отсутствие необходимости переносить все документы, можно ограничиться переносом только нескольких видов документов, а остатки по остальным счетам вводятся через стандартные обработки. При этом дополнительные перенесенные документы обычно оставляют непроведенными.
Хотя документы за прошлый период перенести из старой программы в новую возможно, такой перенос приводит к заметному увеличению размеров базы, а, следовательно, и размеров обрабатываемых таблиц. Это может спровоцировать замедление работы системы. Поэтому использовать этот вариант перехода без крайней необходимости не следует. Перенесенные из прошлых периодов документы рекомендуется оставлять непроведенными, чтобы содержащаяся в них информация не влияла на текущую бухгалтерскую и налоговую отчетность. Используйте документы прошлого периода только в качестве справочной информации.
Ситуация 5: Переход с НЕТИПОВОЙ конфигурации на платформе «1С:Предприятие 7.7»
Описанные выше варианты применяются при переходе с типовой конфигурации «1С:Предприятие 7.7», но на практике нередко приходится сталкиваться с доработанными конфигурациями. Организация перехода в этой ситуации – особый вариант, заслуживающий рассмотрения.
В зависимости от характера внесенных в программу изменений существуют следующие технологии переноса данных:
- если конфигурация изменена незначительно и в основных механизмах похожа на типовое решение 1С, можно, как и в предыдущих вариантах, воспользоваться типовыми средствами перехода. Потребуется лишь настроить или незначительно доработать их под Вашу программу. Пожалуй, самым испытанным и надежным средством является уже упомянутая нами «1С:Конвертация данных 2.1». Данный инструмент потребует от пользователя определенных навыков работы, однако с его помощью возможно организовать автоматизированный перенос объектов между конфигурациями.
- если за годы использования конфигурация переработана коренным образом, то настройка типовых инструментов переноса может оказаться более трудоемкой, чем написание собственных обработок для этих целей. Аналогичная ситуация возникает и в случае организации перехода с программы учета, не связанной с платформами 1С. Осуществить такой переход тоже возможно, но заранее придумать универсальный обмен не получится. В каждом конкретном случае нужен индивидуальный подход к проблеме. Наша компания может предложить свои разработки по переносу данных через файлы различных форматов, таких как dbf, xls, xml.
Еще один момент, о котором стоит упомянуть в связи переходом с платформы 7.7 на 8.2, касается объединения баз данных.
Из-за отсутствия механизма ведения учета нескольких фирм в одной базе многим предприятиям приходилось вести одновременно несколько баз в «1С:Предприятие 7.7». Так как в восьмой версии эта проблема решена, возникает задача объединения нескольких баз в одну в рамках проекта переноса данных. При этом каждая из баз семерки может обладать своими особенностями.
Используя методики, приведенные выше, Вы сможете наладить взаимодействие с каждой из баз в отдельности. Однако возникает ряд подзадач, характерных именно для этого случая.
- Унификация документов, относящихся к той или иной организации. Данная проблема легко решается с использованием механизма префиксов. Каждой организации, зарегистрированной в программе, присваивается свой буквенный префикс. Данный префикс прибавляется к номеру документа, тем самым обеспечивая уникальность номеров.
- Контроль задвоения элементов справочников. При переносе данных из нескольких информационных источников в единую информационную систему может возникнуть ситуация, когда одинаковые элементы справочников, например, один и тот же контрагент в новом справочнике будет повторяться несколько раз. Поэтому после переноса данных необходимо выполнить процедуру сравнения и объединения дублирующихся элементов справочников.
3. Возможные трудности, о которых Вам стоит знать
При грамотном планировании процесса перехода на новую платформу многих проблем удается избежать. Однако есть ряд специфических особенностей, которые обнаруживаются уже на этапе реализации проекта. Речь идет о различных ошибках, которые возникают как по причине некорректных действий пользователей, так и вследствие технических особенностей платформы «1С:Предприятие». Рассмотрим эти моменты подробнее.
3.1. Ошибки в исходных данных
В общем случае, однозначная идентификация объекта в базе возможна по реквизитам ИНН и КПП. В семерке оба этих значения хранились в одном реквизите ИНН/КПП, и никаких проверок правильности введенных в этот реквизит данных не было. Возможным было ввести и меньше цифр, и разделитель поставить не в том месте, и ввести совсем абстрактный ИНН.
Типовой перенос, при формировании справочника контрагенты разделяет ИНН и КПП простым отсеканием нужного количества символов. Поэтому в реквизиты новой базы могут быть записаны абсолютно некорректные данные. Таким образом, верная идентификация объектов при переносе по таким данным будет весьма затруднительна.
Другая проблема – отсутствие единого формата занесения данных. Каждый пользователь может ввести наименование так, как ему самому больше нравится. Представим, что в одной «семерочной» базе пользователь, заполняя реквизит «Наименование» контрагента, написал «УК вымпел», а в другой «семерочной» базе этот же контрагент указан как «Управляющая компания «Вымпел». В такой ситуации автоматическая обработка никак не сможет определить, что это один и тот же контрагент, и перенесет его в восьмерку дважды. Работать дальше в такой базе будет сложно, так как часть сальдо будет на одном элементе, а вторая часть на другом.
3.2. Различия конфигураций
Еще одна группа ошибок переноса обуславливается технологическими различиями конфигураций. Некоторые хозяйственные операции отражаются в «1С:Предприятие 7.7» несколькими видами документов, а в «1С:Предприятие 8» одним. Например, поступления и материалов и товаров отражается в новой программе одним документом, а в старой - двумя. Таким образом, при попытке переноса документов «Поступление материалов №22» и «Поступление товаров №22» возникает ошибка контроля уникальности. Поскольку запись двух документов с одним номером в заданном периоде невозможна, необходимо искусственно вносить в них отличия и система внесения этих отличий оговаривается заранее.
Например, данная проблема решается прибавлением дополнительного префикса к номеру загружаемого документа. Для каждой особенности документа этот префикс выделяется отдельно. Это может быть характеристика базы, из которой загружаются документы или вид документа, из которого произведена загрузка. Вот пример формирования такого префикса. База филиала в Красноярске дает префикс «КР». Вид документа «Поступление материалов», из которого производится загрузка, дает префикс «М». Так, если номер документа в семерке был 00000031, то восьмерочный номер будет следующим:
«КР» + «М» + «00000031» = «КРМ00000031»
В результате в базу запишется номер, который будет уникальным.
3.3. Технические проблемы
Ошибки переноса данных могут возникать и из-за технических особенностей платформы «1С:Предприятие». Скажем, стандартный механизм поиска по наименованию не отличает большие буквы в наименовании элемента справочника от маленьких. При использовании этого механизма возникает путаница. Например, в базе есть два контрагента «л-аудио» и «Л-Аудио». При поиске контрагента «л-аудио» система найдет «Л-Аудио». В результате получится неправильно заполненный документ.
Необходимо также обратить внимание и на саму избираемую методику переноса данных. Описанный выше пример с задвоением контрагентов, при переносе из баз филиалов компании может и не оказаться задвоением на самом деле. У компаний, работающих в разных городах, вполне могут быть и контрагенты, также работающие в разных городах. Филиал компании «Л-Аудио» в Нижнем Новгороде и сама компания «Л-Аудио» в Москве в базах совершенно правомерно могут называться абсолютно одинаково. Чтобы избежать подобной путаницы, нужно выбирать методику переноса заранее. В нашем примере можно разделять контрагентов по разным группам справочника в зависимости от базы-источника. Выбор такой методики повлияет и на механизмы загрузки данных.
Описанные выше способы решения возникающих проблем также могут оказаться недостаточно универсальными. При переносе данных очень важно уметь комбинировать методы, используемые в инструменте переноса. Например, большинство элементов справочников мы идентифицируем по наименованию. Вместе с тем, при переносе документа «Принятие ОС к учету» такой способ даст нежелательные результаты в случае, когда производится ввод ряда мелких однотипных основных средств (канцелярские принадлежности, мебель и др.), отличающихся лишь инвентарным номером. В каждом документе принятия к учету будет указан один и тот же объект. А принятие одного объекта к учету несколько раз невозможно. Поэтому очень важно предусмотреть возможность настраивать используемое средство переноса данных. В таком случае мы просто укажем, что поиск ОС нужно вести по инвентарному номеру (коду).
Заключение
В настоящее время компаний, работающих с использованием «1С:Предприятие 7.7» по-прежнему остается достаточно много. Это связано с такими факторами как непонимание преимуществ новой платформы, нежелание учиться новым технологиям, опасения встретить большое количество трудностей при переходе. На примере «1С:Бухгалтерии» мы постарались показать, что большинство этих причин не такие уж существенные.
Начать дискуссию