Механизм посменного планирования в ПП «1С:Управление производственным предприятием»

Планирование является одним из важнейших процессов для организации управления предприятием. Оно позволяет строить и реализовывать на практике долгосрочные и краткосрочные планы, в соответствии с которыми происходит оценка эффективности деятельности всего предприятия в целом.

Планирование является одним из важнейших процессов для организации управления предприятием. Оно позволяет строить и реализовывать на практике долгосрочные и краткосрочные планы, в соответствии с которыми происходит оценка эффективности деятельности всего предприятия в целом.

В ПП «1С:Управление производственным предприятием» выделена отдельная подсистема для автоматизации процессов производственного планирования. С ней мы и познакомимся подробнее.

По срокам и степени детализации планов планирование может быть классифицировано на перспективное, текущее и оперативное. На нашем примере наиболее подробно разберем механизм посменного планирования, который относится к оперативному планированию производства, и является наиболее детальным из всех видов планирования, реализованных в ПП «Управление производственным предприятием».

Пример. Организация «Домовой» занимается производством Продукции А и Продукции Б. В январе 2013 года от Покупателя 1 поступил заказ на производство Продукции А в количестве 1 шт. и заказ от Покупателя 2 на производство Продукции Б в количестве 1 шт. Производство Продукции А и Продукции Б ведется по следующей спецификации (Таб. 1):

Таблица 1

Готовая продукция

Исходные материалы

Полуфабрикат 1

Полуфабрикат 2

Продукция А

Продукция Б

Материал 1

 

1,4

2

 

Материал 2

 

 

2,5

2

Материал 3

8

 

3

8

Материал 4

 

0,55

 

2,5

Материал 5

6,5

 

 

 

Полуфабрикат 1

 

 

1,5

3,5

Полуфабрикат 2

 

 

 

1

Таким образом, в состав Продукции А и Продукции Б входят следующие материалы и полуфабрикаты:

101.jpg

Технологическая карта для изготовления готовой продукции выглядит следующим образом:

102.jpg

На основании заказов покупателей необходимо распланировать производство таким образом, чтобы произвести заказанную покупателем продукцию как можно быстрее.

Отразим в нашей информационной базе информацию о заказах покупателей.

Перейдем в интерфейс «Управление продажами» (рис.1):

Рис. 1.jpg

Рис. 1

В пункте меню «Заказы» выберем необходимый нам журнал документов «Заказ покупателя» (рис.2):

Рис. 2.jpg

Рис. 2

Заполнение документа производится пользователем вручную.

В шапке документа необходимо заполнить следующие поля:

  • «Дата» - дата поступления заказа от покупателя;
  • «Организация» - наименование нашей организации (может заполняться автоматически при соответствующих настройках пользователя);
  • «Контрагент» - заполнение данного поля производится посредством выбора из справочника «Контрагенты» (указывается физ. лицо или организация, оформившая соответствующий заказ);
  • «Договор» - заполнение производится при помощи выбора из списка договоров; заключенных с указанным контрагентом с видом «С покупателем»;
  • В поле «Отгрузка» указывается желаемая дата отгрузки заказанного покупателем товара.

В табличной части документа заполним закладку «Товары» номенклатурными позициями, которые заказывает определенный контрагент, с указанием количества в соответствующих столбцах (рис.3).

Рис. 3.jpg

Рис. 3

Для того чтобы в программе можно было вести посменное планирование производства, необходимо произвести определенные настройки нашей информационной базы. Для этого перейдем в интерфейс «Заведующий учетом» (рис. 4).

4_1.jpg

Рис. 4

В пункте меню «Настройка учета» - «Настройка параметров учета» на закладке «Планирование» следует установить реквизит «Периодичность доступности ключевых ресурсов предприятия» (рис. 5). Он используется для оценки исполнимости планов и определяет период для задания доступности ключевых ресурсов предприятия.

Рис. 5.jpg

Рис. 5

В нашем случае выберем значение «Месяц». Также необходимо установить флаг в поле «Вести планирование производства по сменам».

Для удобства последующей работы по кнопке «Переключить интерфейс» перейдем в интерфейс «Планирование» (рис.6)

Рис. 6.jpg

Рис. 6

После настройки параметров учета переходим к вводу данных о выпускаемой продукции.

В нашу информационную базу необходимо внести данные о продукции, которую выпускает организация. Для этого перейдем в справочник «Номенклатура» (пункт меню: «Справочники» - «Номенклатура»).

При выборе варианта «Производство» в поле «Вид воспроизводства» на закладке «Дополнительно» становится доступна для заполнения закладка «Спецификации» (рис. 7).

Рис. 7.jpg

Рис. 7

Спецификация содержит список всех материалов, полуфабрикатов, компонентов, необходимых для выпуска изделия, с указанием требуемого для производства количества. Спецификация может быть введена как для конечного изделия, так и для полуфабриката.

При нажатии на кнопку «Добавить» на закладке «Спецификации» открывается карточка создания новой спецификации для нашей продукции. Заполним ее, как показано на рисунке, в соответствии с данными нашего примера (рис. 8).

Рис. 8.jpg

Рис. 8

Спецификации могут быть трех разных видов: «Сборочная», «Полная», «Узел». Выбор того или иного варианта спецификации осуществляется по кнопке «Вид спецификации». Отличие заключается в том, что при использовании сборочной спецификации выходное изделие может быть только одно, при полной спецификации – несколько, спецификация с видом «Узел» не имеет выходных изделий.

В поле «Наименование» прописываем рабочее наименование спецификации.

Поле «Номенклатура» заполняется по кнопке выбора из справочника «Номенклатура»:в данном поле указывается выходное изделие, получаемое в результате производства с использованием данной спецификации.

Поле «Количество» определяет выходное количество изделий, получаемых в результате использования исходных комплектующих в заданном количестве.

В поле «№ операции» указывается тот передел, после выполнения которого мы получим готовую продукцию (последний). Если же номер не указан, это означает, что выпуск производится в момент исполнения производства по спецификации.

Поле «Точка маршрута» заполняется в том случае, если необходимо указать место выпуска данного изделия. Точка маршрута представляет собой комбинацию подразделения и рабочего центра или группы заменяемости рабочих центров.

Закладка «Исходные комплектующие» карточки спецификации заполняется данными о материалах и полуфабрикатах, которые необходимы для изготовления того количества выходного изделия, которое указано в поле «Количество» в шапке спецификации.

Спецификация отражает только нормативы потребления материалов на изготовление конечной продукции, сам же производственный процесс описывается в технологических картах производства. Чтобы установить связь между спецификацией и технологической картой, заполняется колонка «№ операции» табличной части «Исходные комплектующие» карточки спецификации. В ней указывается номер технологической операции, для выполнения которой требуется тот или иной материал или полуфабрикат.

На закладке «Дополнительно» в поле «Состояние» указывается состояние утверждения спецификации. Выбираем вариант «Утвержден» и проставляем дату утверждения (рис. 9).

Рис. 9.jpg

Рис. 9

Для производства одной и той же номенклатурной позиции может использоваться несколько различных спецификаций. Для автоматического заполнения документов можно выбрать одну из спецификаций в качестве основной. Для этого следует нажать кнопку «Установить» - «Установить основной спецификацией на дату» (рис. 10)

Рис. 10.jpg

Рис. 10

В открывшемся окне необходимо указать дату, начиная с которой спецификация считается основной (рис.11).

Рис. 11.jpg

Рис. 11

Информация об основных спецификациях номенклатуры хранится в регистре сведений «Основные спецификации номенклатуры» (рис. 12).

Рис. 12.jpg

Рис. 12

Указание основной спецификации необходимо для подсистемы планирования. При формировании документов производственного учета у пользователя есть возможность выбрать необходимую спецификацию из ряда предложенных для данной номенклатурной позиции. При планировании система «по умолчанию» использует только спецификацию, которая определена как основная (рис. 13).

Рис. 13.jpg

Рис. 13

Для хранения всех спецификаций, внесенных в информационную базу, предназначен справочник «Спецификации номенклатуры» (рис.14).

Рис. 14.jpg

Рис. 14

В справочнике содержится информация не только о тех спецификациях, которые определены для производства продукции в качестве основных, но и спецификации со статусами «Подготовлен», «Отложен», «Согласован», «Отменен» (рис. 15).

Рис. 15.jpg

Рис. 15

Для производства изделия необходимо последовательно произвести ряд технологических операций. Перечень всех технологических операции, используемых на предприятии, хранится в справочнике «Технологические операции» (рис. 16, 17).

Рис. 16.jpg

Рис. 16

Рис. 17.jpg

Рис. 17

Для добавления новой технологической операции необходимо нажать кнопку «Добавить». Откроется карточка создания новой технологической операции. Поле «Наименование» заполняется произвольным названием операции. Для работы с подсистемой посменного планирования необходимо заполнить поле «Норма времени». В данном поле указывается количество времени (в секундах), необходимое на выполнение данной технологической операции. Эти данные будут автоматически проставляться при заполнении технологической карты (рис. 18).

Рис. 18.jpg

Рис. 18

Все поля формы не являются обязательными для заполнения и носят только справочный характер.

Заполнение полей «Основная статья затрат на производство», «Расценка» необходимо для расчета плановой себестоимости и сдельной заработной платы.

Реквизиты «Валюта» и «Расценка» определяют нормативную стоимость единицы операции при расчете сдельной работы.

Реквизиты «Основная статья затрат на производство», «Способ распределения затрат на выпуск», «Основная номенклатурная группа», «Способ отражения зарплаты в бухучете» используются как значения по умолчанию для установки аналитики производственных затрат, связанных со сдельной оплатой труда по технологическим операциям.

Для целей оперативного планирования производства структура предприятия может быть представлена как совокупность рабочих центров организации. Рабочим центром является определенное место, где выполняется технологическая операция. Это может быть конкретный станок, участок, цех. При формировании перечня рабочих центров стоит обратить внимание на то, что в один и тот же промежуток времени на одном рабочем центре может выполняться только одна производственная операция.

Перечень всех рабочих центров, используемых на предприятии, хранится в справочнике «Рабочие центры» (рис. 19, 20).

Рис. 19.jpg

Рис. 19

Рис. 20.jpg

Рис. 20

Для каждого рабочего центра необходимо указать наименование и подразделение, в котором находится данный рабочий центр (рис. 21).

Рис. 21.jpg

Рис. 21

В том случае, если одна и та же производственная операция может выполняться с использованием различного оборудования, необходимо заполнить справочник «Группы заменяемости рабочих центров» (рис. 22).

Рис. 22.jpg

Рис. 22

Для добавления нового элемента необходимо нажать кнопку «Добавить». В форме элемента справочника прописывается наименование группы рабочих центров. В табличной части указываются рабочие центры, входящие в данную группу, и приоритет применения каждого из них. При выполнении операции планирования программа будет анализировать данные по приоритетам применения и назначать операцию на тот рабочий центр, у которого приоритет выше.

В нашем примере рабочие центры сборки готовой продукции равноправны, поэтому значение приоритета одинаково (рис. 23).

Рис. 23.jpg

Рис. 23

Операции на определенные рабочие центры назначаются только на тот промежуток времени, когда рабочие центры свободны. Чтобы установить график работы рабочего центра используется справочник «Графики работы» (рис. 24).

24-1.jpg

Рис. 24

Справочник содержит все графики работы, используемые на предприятии. Графики заполняются в форме элемента справочника. Графики различаются по видам: пятидневка, шестидневка, сменный (рис. 25).

Рис. 25.jpg

Рис. 25

При вводе нового элемента справочника необходимо провести требуемые настройки (указать количество рабочих часов и дней в неделю) и после этого заполнить календарь.

Для формирования сменного графика работы необходимо заполнить справочник «Смены» (рис. 26).

Рис. 26.jpg

Рис. 26

Справочник содержит перечень всех смен, используемых на предприятии (рис. 27).

Рис. 27.jpg

Рис. 27

Для посменного планирования необходимо указать наименование смены и период, из которого состоит смена (смена может состоять как из одного периода, так и из нескольких). В том случае, если время окончания превышает время начала периода, смена переносится на следующие сутки (рис. 28).

Рис. 28.jpg

Рис. 28

После заполнения данного справочника переходим к заполнению календаря (возвращаемся в справочник «Графики работ» - «Помощник заполнения графика») (рис. 29).

Рис. 29.jpg

Рис. 29

На основании введенных данных автоматически будет заполнен график работ. При необходимости его можно откорректировать вручную (рис. 30).

Рис. 30.jpg

Рис. 30

Для каждого рабочего центра необходимо определить его индивидуальный график работы. Именно в соответствии с этим графиком программа будет планировать занятость рабочего центра. Графики работы рабочих центров устанавливаются в одноименном справочнике (рис. 31).

Рис. 31.jpg

Рис. 31

График работ для определенного рабочего центра начинает действовать с конкретной даты (рис. 32).

Рис. 32.jpg

Рис. 32

Кроме того, при оперативном планировании программа может автоматически учитывать время, затрачиваемое на транспортировку изделий между рабочими центрами. Эту информацию можно указать в справочнике «Длительности доставки мат. ценностей производства» (рис. 33).

Рис. 33.jpg

Рис. 33

В колонке «Источник» указывается подразделение, в котором был изготовлен полуфабрикат или выполнена иная операция. Колонка «Получатель» заполняется наименованием подразделения, куда планируется данное изделие переместить. «Число дней» и «Время» определяют длительность доставки от одного рабочего центра до другого (рис. 34).

Рис. 34.jpg

Рис. 34

Помимо справочников «Технологические операции» и «Рабочие центры» для посменного планирования производства необходим для заполнения справочник «Технологические карты производства» (рис. 35).

Рис. 35.jpg

Рис. 35

В нем содержатся все технологические карты, используемые на предприятии. Технологическая карта включает в себя список всех необходимых для производства операций, отражает последовательность их выполнения с указанием определенного рабочего центра, времени выполнения операции и количества изготавливаемой в результате продукции (рис. 36).

Рис. 36.jpg

Рис. 36

В шапке элемента формы справочника заполняется наименование технологической карты.

Производственное подразделение, для которого указывается технологическая карта, выбирается пользователем из справочника «Подразделения».

Далее для технологической карты определяется ее состояние на текущий момент времени и дата утверждения карты.

В табличной части в поле «№» указывается номер операции индивидуальный в пределах технологической карты.

В строке «Рабочий центр (выполн.)» указывается рабочий центр или группа заменяемости рабочих центров, с использованием которых планируется выпуск готовой продукции.

Также в соответствующих полях табличной части указывается технологическая операция, время ее выполнения в секундах, количество исполняемых операций, этапы, которые могут быть начаты после выполнения данной операции, возможность переноса данной операции на смежные рабочие смены.

Для каждой спецификации может быть использовано несколько различных технологических карт. Чтобы выяснить, какая из карт является основной и будет учитываться при планировании, используется регистр сведений «Технологические карты спецификации номенклатуры» (рис. 37).

Рис. 37.jpg

Рис. 37

В регистре указывается период времени, начиная с которого для определенной спецификации номенклатуры вступает в действие та или иная технологическая карта (рис. 38).

Рис. 38.jpg

Рис. 38

После заполнения всех необходимых справочников перейдем к формированию посменного плана.

Для этого в ПП «1С:Управление производственным предприятием» предназначен документ «План производства по сменам» (рис. 39).

Рис. 39.jpg

Рис. 39

Форма документа состоит из нескольких закладок. Рассмотрим более подробно.

«Производство по планам» – закладка заполняется в том случае, если за основу для формирования посменного плана берется уже составленный план производства (рис. 40).

Рис. 40.jpg

Рис. 40

«Производство по заказам» – данная закладка заполняется при наличии заказов покупателей, которые не были учтены при формировании предыдущих планов (планов производства).

Табличная часть может быть заполнена как документами «Заказ покупателя», так и документами «Заказ на производство».

В нашем случае выбираем два заказа покупателя. Далее вручную заполняются колонки с указанием даты запуска и даты выпуска заказа (первый и последний день выпуска) (рис. 41).

Рис. 41.jpg

Рис. 41

В колонке «Вариант распределения» необходимо выбрать один из предложенных вариантов планирования:

  • «Точно к сроку»– программа распределит производственные задания таким образом, чтобы выпуск готовой продукции произошел к дате, указанной в колонке «Дата выпуска».
  • «Как можно быстрее»– программа распределит производственные задания так, что максимальная загрузка будет приходиться на начало периода (дата запуска).
  • «Равномерно»– производственные задания будут распределены равномерно в течение заданного периода.

На закладке «Индивидуальные выпуски» указываются вручную внеплановые выпуски продукции.

Закладки «Детальное планирование», «Занятость рабочих центров» и «Потребности производства» заполняются автоматически при нажатии на кнопку «Выполнить планирование». После запуска данной процедуры программа начинает анализировать достаточность ресурсов предприятия для выполнения плана. Если возникает недостаток того или иного ресурса, программа выдает сообщение пользователю о невозможности распланировать заданные операции. Если же ресурсов достаточно, то закладки будут заполнены.

Данные на закладке «Детальное планирование» будут заполнены после нажатия на кнопку «Получить данные». Программа определяет схему разузлования изделий, начиная от конечной продукции (Продукция А, Продукция Б) с видом воспроизводства «Производство», заканчивая материалами с видом воспроизводства «Покупка» (рис. 42).

Рис. 42.jpg

Рис. 42

На закладке «Занятость рабочих центров» выполняется автоматическое сопоставление рабочего центра и выполняемой на нем операции в определенный момент времени с точностью до секунды (колонки «Дата начала» и «Дата окончания»). Планирование времени начала следующей операции производится с учетом данных, указанных в справочнике «Длительности доставки материальных ценностей производства». Также указывается та смена, которая занимается выполнением данной операции (в соответствии с данными сменного графика работ). Колонка «Конечная продукция» заполняется наименованием номенклатурной позиции, ради производства которой выполняется данная операция (рис. 43).

Рис. 43.jpg

Рис. 43

На закладке «Потребности производства» в колонке «Количество извне» программа указывает, какое количество исходных материалов необходимо поставить на рабочий центр для выполнения той или иной операции (анализ происходит на основании данных, указанных на закладке «Дополнительно»). В колонке «Количество внутри» указывается количество изделий собственного производства, которое необходимо поставить на рабочий центр для выполнения плана (рис. 44).

Рис. 44.jpg

Рис. 44

На закладке «Дополнительно» указывается начальная граница перепланирования – момент времени, ранее которого программа не может производить корректировку планов производства по сменам.

Момент определения заказов – на этот момент времени программа определяет доступность материалов, необходимых для реализации сформированного плана, на складе, указанном в табличной части «Доступные склады» (рис. 45).

Рис. 45.jpg

Рис. 45

После заполнения документ «План производства по сменам» необходимо провести. Данный документ формирует несколько печатных форм (рис. 46, 47):

Рис. 46.jpg

Рис. 46

Рис. 47.jpg

Рис. 47

На основании проведенного документа «План производства по сменам» возможно заполнение документа «Задание на производство» (интерфейс «Управление производством» – «Планирование» – «Задание на производство»).

В шапке документа указывается дата, на которую происходит формирование заданий, подразделение и смена. Содержимое табличной частиизменяется в зависимости от вида задания:

  • «На выпуск» – задание содержит только информацию о конечной продукции (что и в каком количестве необходимо произвести);
  • «На тех. процесс» – отражает наиболее полную информацию о выпускаемой продукции, рабочем центре, технологической операции.

Заполнение табличной части происходит при нажатии на кнопку «Заполнить». На закладке «Выпуск/Тех. процесс» указываются данные из утвержденных планов производства (рис. 48).

Рис. 48.jpg

Рис. 48

После проверки данных документ необходимо провести.

Документ «Задание на производство» формирует печатную форму, в которой прописывается конкретное задание для каждого рабочего центра на определенную дату (рис. 49).

Рис. 49.jpg

Рис. 49

Контроль сформированных планов производства можно осуществить с использованием отчета «Сменно-суточное задание» (рис. 50).

Рис. 50.jpg

Рис. 50

За выбранный период времени отображаются все операции, назначенные на определенный рабочий центр, и указывается та позиция, которую необходимовыпустить в результате проведения операций (рис. 51).

Рис. 51.jpg

Рис. 51

С помощью отчета «Диаграмма загрузки рабочих центров» можно визуализировать загрузку рабочих центров в форме диаграммы Ганта (рис. 52).

Рис. 52.jpg

Рис. 52

Таким образом, можно обнаружить, какой из рабочих центров загружен неравномерно, выделить участки перегрузки или простоя рабочего центра для внесения последующих корректировок (рис. 53).

Рис. 53.jpg

Рис. 53

Для отражения потребностей производства в тех или иных материалах или полуфабрикатах предназначен отчет «План потребностей производства» (рис. 54).

Рис. 54.jpg

Рис. 54

В отчете можно увидеть информацию о тех материалах и полуфабрикатах, в которых нуждается производство для обеспечения бесперебойной работы в течение определенного периода (рис. 55).

55-1.jpg

Рис. 55

Начать дискуссию