Взаимозачет в 1С

Иногда встречается ситуация, когда один и тот же контрагент выступает для компании и как покупатель, и как поставщик.

Иногда встречается ситуация, когда один и тот же контрагент выступает для компании и как покупатель, и как поставщик. 

Пример: 

Контрагент ООО «Мобил» поставил нашей организации телефоны по договору №1 на общую сумму 105000 руб. Наша организация поставила контрагенту ООО «Мобил» витрины для магазинов по договору №2 на общую сумму 93000 руб. Проведен зачет денежных средств по договорам №1 и №2. 

Необходимо оформить поступление и продажу товаров в программе «1С:Управление торговлей, ред. 10.3», а также отразить взаимозачет денежных средств. 

Оформление в программе можно разделить на 4 шага:

  1. Создание контрагента
  2. Оформление поступления товара
  3. Оформление реализации товара     
  4. Проведение взаимозачета

Шаги 2-3 можно делать в произвольном порядке (в зависимости от дат поступлений и реализаций). Кроме того, может быть оформлено несколько поставок/реализаций, а только потом произведен взаимозачет.   

Создание контрагента

Контрагента ООО «Мобил» необходимо создать в справочнике «Контрагенты». 

Меню: Справочники – Контрагенты (покупатели и поставщики) – Контрагенты

Для контрагента указывается наименование и другие реквизиты (закладка «Общие»), адреса и телефоны (закладка «Контакты»).

Важно: у контрагента нужно обязательно установить флаги «Покупатель» и «Поставщик», для того чтобы можно было оформлять как поступления товаров от данного контрагента, так и реализации товаров ему. 

1 - контрагент.jpg

Далее необходимо сохранить контрагента (кнопка «Записать») и перейти на закладку «Счета и договоры». 

В момент записи контрагента создается договор «С покупателем», по которому можно будет реализовать товар. Необходимо также создать договор «С поставщиком». 

Для создания договора используется кнопка «Добавить» в таблице договоров (нижняя таблица). 

В договоре необходимо указать наименование и поменять вид договора на значение «С поставщиком»: 

2 - договор.jpg

Далее по кнопке «ОК» записываем и закрываем договор, закрываем контрагента.   

Оформление поступления товара

Для оформления поступления товара от контрагента может быть использована одна из следующих схем: 

Схемы поступления товаров.jpg

Рассмотрим оформление по схеме №1, так как она является наиболее популярной. 

Создадим документ «Заказ поставщику» для отражения факта заказа товара у поставщика. 

Меню: Документы – Закупки – Заказы поставщикам

В заказе поставщику указывается организация, контрагент, договор на поставку товара, склад для поступления. В таблице «Товары» необходимо заполнить список поступающих товаров с указанием номенклатуры, количества, цены и суммы.

После заполнения документ нужно провести по кнопке «Провести» Значок провести.jpg или нажав «ОК».

Заполненный документ может выглядеть следующим образом: 

3 - заказ поставщику.jpg

Создадим документ «Поступление товаров и услуг» для отражения факта поступления товаров на склад и получения документов. 

Меню: Документы – Закупки – Поступления товаров и услуг

Оформить документ можно вручную или с помощью ввода на основании. При оформлении документа вручную необходимо будет заполнить организацию, контрагента, договор, заказ, склад, а также информацию о поступивших товарах. 

Рассмотрим ввод документа на основании, т.к. это более быстрый и удобный вариант. 

Ввести поступление можно на основании заказа поставщику (из формы самого документа или из списка, выделив документ в списке) с помощью кнопки «Ввести на основании» Значок на основании.jpg, выбрав соответствующий документ в списке. 

В открывшемся документе необходимо проставить флаги «Упр. учет», «Бух. учет», «Налог. учет», проверить правильность заполнения всех полей документа, провести документ (кнопка «Провести»). 

Пример заполненного документа: 

4 - поступление товаров.jpg

Далее необходимо ввести документ «Счет-фактура» для отражения факта получения этого документа. Ввести счет-фактуру можно по одноименной гиперссылке в документе поступления товаров. 

5 - ввести счет-фактуру.jpg

В счет-фактуре указывается входящий номер и входящая дата документа, после заполнения документ необходимо провести. 

6 - счет-фактура полученный.jpg  

Оформление реализации товара

Для оформления реализации товара контрагенту также существует несколько схем оформления:

Схемы реализации товаров.jpg

Рассмотрим оформление по схеме №1. 

Создадим документ «Заказ покупателя» для отражения факта получения заказа товара от покупателя. 

Меню: Документы – Продажи – Заказы покупателей

В заказе покупателю указывается организация, контрагент, договор на продажу товара, склад реализации. В таблице «Товары» необходимо заполнить список продаваемых товаров с указанием номенклатуры, количества, цены и суммы. После заполнения документ нужно провести. 

Пример заполненного документа: 

7 - заказ покупателя.jpg

Далее создадим документ «Реализация товаров и услуг» для отражения факта отгрузки товаров со склада. 

Меню: Документы – Продажи – Реализации товаров и услуг

Этот документ оформим также с помощью ввода на основании из заказа покупателю. 

В открывшемся документе необходимо проставить флаги «Упр. учет», «Бух. учет», «Налог. учет», проверить правильность заполнения всех полей документа и провести документ. 

Заполненный документ может выглядеть следующим образом:   

8 - реализация товаров.jpg

Документ можно напечатать, нажав на кнопку «Печать» и выбрав необходимую печатную форму: 

9 - печатные формы.jpg

Создадим документ «Счет-фактура» по гиперссылке «Ввести счет-фактуру» в документе реализации. Документ необходимо провести и напечатать по кнопке «Счет-фактура».   

10 - Счет-фактура выданный.jpg

Проведение взаимозачета

Для оценки состояния взаиморасчетов с контрагентом можно использовать отчет «Ведомость по взаиморасчетам с контрагентами». 

Меню: Отчеты – Продажи – Взаиморасчеты – Ведомость по взаиморасчетам с контрагентами

Для более удобного просмотра отчета можно заполнить период отчета, указать контрагента и организацию, по которым нужно посмотреть данные. 

11 - ведомость1.jpg

В отчете отображаются следующие показатели:

  • Нач. остаток – долг контрагента на начало периода 
  • Приход – увеличение долга контрагента перед нашей организацией 
  • Расход – уменьшение долга контрагента перед нашей организацией 
  • Кон. остаток – долг контрагента на конец периода 

Если остаток долга положительный, значит, контрагент должен нашей организации. Если остаток долга отрицательный, значит, наша организация должна контрагенту. 

В нашем примере в колонку приход попадает сумма реализации товаров контрагенту, а в колонку расход сумма поступления товаров от контрагента. 

Так как поступление и продажа товаров оформлялись по разным договорам, мы видим долг контрагента перед нами по договору продажи (основной договор) и наш долг перед контрагентом по договору поставки. 

Для проведения взаимозачета между договорами с контрагентом нужно создать документ «Корректировка долга». 

Меню: Документы – Закупки – Корректировка долга

В документе указываем организацию, дебитора и кредитора – ООО «Мобил», валюту проведения взаимозачета – руб., ставим флаги отражения в учете. По кнопке «Заполнить – Заполнить остатками по взаиморасчетам» можно заполнить документ текущими долгами: 

12 - корректировка долга1.jpg

Если суммы задолженности по договорам одинаковы, то происходит автоматический взаимозачет. В нашем случае дебиторская и кредиторская задолженность не одинаковы. Поэтому нужно скорректировать сумму по договору поставки на 93000 руб. Если документ оформлен правильно, то внизу появится надпись «ВЗАИМОЗАЧЕТ». Заполненный документ необходимо провести.   

13 - корректировка долга2.jpg

Для контроля правильности проведения взаимозачета можно еще раз сформировать отчет по взаиморасчетам: 

14 - ведомость2.jpg

В результате взаимозачета у контрагента отсутствует задолженность по договору продажи. Наша организация имеет задолженность перед контрагентом по договору поставки в размере 12000 руб.

Предположим, что мы оплатили контрагенту оставшийся долг через банк. Создать документ «Платежное поручение исходящее» можно:

  • Вручную (Меню: Документы – Денежные средства – Банк – Платежное поручение исходящее).
  • На основании заказа поставщику. 
  • На основании поступления товаров и услуг.

Создадим платежное поручение на основании заказа поставщику. Для этого необходимо открыть список заказов поставщикам, выбрать нужный заказ в списке и воспользоваться кнопкой ввода на основании. В документе автоматически заполнится организация, контрагент, договор и сумма оплаты (текущая сумма долга). Необходимо проставить в документе флаги отражения в учете. 

Если вы уже получили банковскую выписку и видите, что оплата по данному платежному поручению прошла, то необходимо проставить флаг «Оплачено» и указать дату фактической оплаты. В противном случае к этому можно вернуться позднее.

Важно: долг перед контрагентом уменьшится в том случае, если платежное поручение уже оплачено. 

Заполненный документ необходимо провести. 

Пример заполненного платежного поручения: 

15 - платежное поручение.jpg

После отражения факта оплаты можно еще раз сформировать отчет по взаиморасчетам и убедиться, что все отражено корректно: 

16 - ведомость3.jpg

Как видим, долги по обоим договорам стали равны нулю.

Проведение взаимозачета в 1С – достаточно распространенная операция. Опираясь на текущую методику, можно самостоятельно легко освоить ее по шагам.

Начать дискуссию