Иногда встречается ситуация, когда один и тот же контрагент выступает для компании и как покупатель, и как поставщик.
Пример:
Контрагент ООО «Мобил» поставил нашей организации телефоны по договору №1 на общую сумму 105000 руб. Наша организация поставила контрагенту ООО «Мобил» витрины для магазинов по договору №2 на общую сумму 93000 руб. Проведен зачет денежных средств по договорам №1 и №2.
Необходимо оформить поступление и продажу товаров в программе «1С:Управление торговлей, ред. 10.3», а также отразить взаимозачет денежных средств.
Оформление в программе можно разделить на 4 шага:
- Создание контрагента
- Оформление поступления товара
- Оформление реализации товара
- Проведение взаимозачета
Шаги 2-3 можно делать в произвольном порядке (в зависимости от дат поступлений и реализаций). Кроме того, может быть оформлено несколько поставок/реализаций, а только потом произведен взаимозачет.
Создание контрагента
Контрагента ООО «Мобил» необходимо создать в справочнике «Контрагенты».
Меню: Справочники – Контрагенты (покупатели и поставщики) – Контрагенты
Для контрагента указывается наименование и другие реквизиты (закладка «Общие»), адреса и телефоны (закладка «Контакты»).
Важно: у контрагента нужно обязательно установить флаги «Покупатель» и «Поставщик», для того чтобы можно было оформлять как поступления товаров от данного контрагента, так и реализации товаров ему.
Далее необходимо сохранить контрагента (кнопка «Записать») и перейти на закладку «Счета и договоры».
В момент записи контрагента создается договор «С покупателем», по которому можно будет реализовать товар. Необходимо также создать договор «С поставщиком».
Для создания договора используется кнопка «Добавить» в таблице договоров (нижняя таблица).
В договоре необходимо указать наименование и поменять вид договора на значение «С поставщиком»:
Далее по кнопке «ОК» записываем и закрываем договор, закрываем контрагента.
Оформление поступления товара
Для оформления поступления товара от контрагента может быть использована одна из следующих схем:
Рассмотрим оформление по схеме №1, так как она является наиболее популярной.
Создадим документ «Заказ поставщику» для отражения факта заказа товара у поставщика.
Меню: Документы – Закупки – Заказы поставщикам
В заказе поставщику указывается организация, контрагент, договор на поставку товара, склад для поступления. В таблице «Товары» необходимо заполнить список поступающих товаров с указанием номенклатуры, количества, цены и суммы.
После заполнения документ нужно провести по кнопке «Провести» или нажав «ОК».
Заполненный документ может выглядеть следующим образом:
Создадим документ «Поступление товаров и услуг» для отражения факта поступления товаров на склад и получения документов.
Меню: Документы – Закупки – Поступления товаров и услуг
Оформить документ можно вручную или с помощью ввода на основании. При оформлении документа вручную необходимо будет заполнить организацию, контрагента, договор, заказ, склад, а также информацию о поступивших товарах.
Рассмотрим ввод документа на основании, т.к. это более быстрый и удобный вариант.
Ввести поступление можно на основании заказа поставщику (из формы самого документа или из списка, выделив документ в списке) с помощью кнопки «Ввести на основании» , выбрав соответствующий документ в списке.
В открывшемся документе необходимо проставить флаги «Упр. учет», «Бух. учет», «Налог. учет», проверить правильность заполнения всех полей документа, провести документ (кнопка «Провести»).
Пример заполненного документа:
Далее необходимо ввести документ «Счет-фактура» для отражения факта получения этого документа. Ввести счет-фактуру можно по одноименной гиперссылке в документе поступления товаров.
В счет-фактуре указывается входящий номер и входящая дата документа, после заполнения документ необходимо провести.
Оформление реализации товара
Для оформления реализации товара контрагенту также существует несколько схем оформления:
Рассмотрим оформление по схеме №1.
Создадим документ «Заказ покупателя» для отражения факта получения заказа товара от покупателя.
Меню: Документы – Продажи – Заказы покупателей
В заказе покупателю указывается организация, контрагент, договор на продажу товара, склад реализации. В таблице «Товары» необходимо заполнить список продаваемых товаров с указанием номенклатуры, количества, цены и суммы. После заполнения документ нужно провести.
Пример заполненного документа:
Далее создадим документ «Реализация товаров и услуг» для отражения факта отгрузки товаров со склада.
Меню: Документы – Продажи – Реализации товаров и услуг
Этот документ оформим также с помощью ввода на основании из заказа покупателю.
В открывшемся документе необходимо проставить флаги «Упр. учет», «Бух. учет», «Налог. учет», проверить правильность заполнения всех полей документа и провести документ.
Заполненный документ может выглядеть следующим образом:
Документ можно напечатать, нажав на кнопку «Печать» и выбрав необходимую печатную форму:
Создадим документ «Счет-фактура» по гиперссылке «Ввести счет-фактуру» в документе реализации. Документ необходимо провести и напечатать по кнопке «Счет-фактура».
Проведение взаимозачета
Для оценки состояния взаиморасчетов с контрагентом можно использовать отчет «Ведомость по взаиморасчетам с контрагентами».
Меню: Отчеты – Продажи – Взаиморасчеты – Ведомость по взаиморасчетам с контрагентами
Для более удобного просмотра отчета можно заполнить период отчета, указать контрагента и организацию, по которым нужно посмотреть данные.
В отчете отображаются следующие показатели:
- Нач. остаток – долг контрагента на начало периода
- Приход – увеличение долга контрагента перед нашей организацией
- Расход – уменьшение долга контрагента перед нашей организацией
- Кон. остаток – долг контрагента на конец периода
Если остаток долга положительный, значит, контрагент должен нашей организации. Если остаток долга отрицательный, значит, наша организация должна контрагенту.
В нашем примере в колонку приход попадает сумма реализации товаров контрагенту, а в колонку расход сумма поступления товаров от контрагента.
Так как поступление и продажа товаров оформлялись по разным договорам, мы видим долг контрагента перед нами по договору продажи (основной договор) и наш долг перед контрагентом по договору поставки.
Для проведения взаимозачета между договорами с контрагентом нужно создать документ «Корректировка долга».
Меню: Документы – Закупки – Корректировка долга
В документе указываем организацию, дебитора и кредитора – ООО «Мобил», валюту проведения взаимозачета – руб., ставим флаги отражения в учете. По кнопке «Заполнить – Заполнить остатками по взаиморасчетам» можно заполнить документ текущими долгами:
Если суммы задолженности по договорам одинаковы, то происходит автоматический взаимозачет. В нашем случае дебиторская и кредиторская задолженность не одинаковы. Поэтому нужно скорректировать сумму по договору поставки на 93000 руб. Если документ оформлен правильно, то внизу появится надпись «ВЗАИМОЗАЧЕТ». Заполненный документ необходимо провести.
Для контроля правильности проведения взаимозачета можно еще раз сформировать отчет по взаиморасчетам:
В результате взаимозачета у контрагента отсутствует задолженность по договору продажи. Наша организация имеет задолженность перед контрагентом по договору поставки в размере 12000 руб.
Предположим, что мы оплатили контрагенту оставшийся долг через банк. Создать документ «Платежное поручение исходящее» можно:
- Вручную (Меню: Документы – Денежные средства – Банк – Платежное поручение исходящее).
- На основании заказа поставщику.
- На основании поступления товаров и услуг.
Создадим платежное поручение на основании заказа поставщику. Для этого необходимо открыть список заказов поставщикам, выбрать нужный заказ в списке и воспользоваться кнопкой ввода на основании. В документе автоматически заполнится организация, контрагент, договор и сумма оплаты (текущая сумма долга). Необходимо проставить в документе флаги отражения в учете.
Если вы уже получили банковскую выписку и видите, что оплата по данному платежному поручению прошла, то необходимо проставить флаг «Оплачено» и указать дату фактической оплаты. В противном случае к этому можно вернуться позднее.
Важно: долг перед контрагентом уменьшится в том случае, если платежное поручение уже оплачено.
Заполненный документ необходимо провести.
Пример заполненного платежного поручения:
После отражения факта оплаты можно еще раз сформировать отчет по взаиморасчетам и убедиться, что все отражено корректно:
Как видим, долги по обоим договорам стали равны нулю.
Проведение взаимозачета в 1С – достаточно распространенная операция. Опираясь на текущую методику, можно самостоятельно легко освоить ее по шагам.
Начать дискуссию