Бухгалтерские программы

Опыт автоматизации отдела продаж в оптовой

В условиях острой конкуренции важно оперативно принимать решения по управлению бизнесом, что особенно сложно для компаний, занимающихся оптовыми продажами. Какие информационные системы способны обеспечить решение этих задач? И насколько экономически эффективно их внедрение?

В условиях острой конкуренции важно оперативно принимать решения по управлению бизнесом, что особенно сложно для компаний, занимающихся оптовыми продажами. Какие информационные системы способны обеспечить решение этих задач? И насколько экономически эффективно их внедрение?

Стелла Бархударян,
генеральный директор компании «Арго-С»

О причинах внедрения новой информационной системы

Компания «Арго-С» работает на рынке комплексного обслуживания корпоративных клиентов, который является высококонкурентным и требует от каждого поставщика не только постоянного расширения ассортиментной линейки товаров, но и повышения уровня сервиса. Например, для наших клиентов имеет большое значение скорость выполнения заказа. Если еще несколько лет назад заказ, включая доставку, выполнялся в среднем в течение 3–4 дней, то теперь клиенты готовы ждать не более суток.

Существует еще одна важная особенность в ее работе: мы предоставляем VIP-клиентам возможность заказать внепрайсовые, так называемые спецзаказные позиции. Раньше менеджер по продажам, получив такой заказ от клиента, должен был подать предварительную заявку на его закупку. Затем менеджер отдела закупок выяснял возможность приобретения товара, а также его стоимость, после чего сообщал результат менеджеру отдела продаж. В итоге только в случае получения разрешения от отдела закупок менеджер по продажам мог выписать клиенту счет со спецзаказной позицией.

При этом во время возникновения заминок с отгрузкой спецзаказного товара или в случае отказа клиента от сделки было практически невозможно определить сотрудников, недобросовестно выполнивших свои обязанности, поскольку причиной срыва сделки могло стать как долгое оформление заявки менеджером по продажам, так и нерасторопная работа закупщика.

Подобные проблемы у нас возникали периодически, поскольку используемые информационные системы не позволяли проанализировать ситуацию и соответственно изменить ее в будущем. При существующем положении вещей компания продолжала терять важных клиентов.

Несколько лет в компании «Арго-С» для ведения клиентской базы и записи истории работы с каждым клиентом, а также для анализа накопленной информации использовалась система Sales Expert, а для ведения оперативного и бухгалтерского учета – система БЭСТ4.

С системой Sales Expert (версия 1.9.0.58) работали только менеджеры отдела продаж. На каждого клиента была заведена карточка, в которой хранилась полная информация как о компании, так и о контактных лицах. За определенным менеджером по продажам был закреплен каждый клиент. Система SE позволяла планировать работу с ним, и мы в любой момент могли получить информацию о будущих, выполненных и просроченных менеджером по продажам мероприятиях с клиентом.

Схема взаимодействия между внутренними службами компании

Схема взаимодействия между внутренними службами компании

Однако учет самих сделок в системе SE не велся, поскольку тогда менеджерам по продажам пришлось бы делать двойную работу: дублировать счета и карточки товара из БЭСТ в SE. Поэтому анализировать с помощью этой системы, например, долю продаж, приходящуюся на ту или иную группу товара, мы не могли либо это приходилось делать с использованием дополнительных средств: отчеты из БЭСТ выгружались в Excel, где уже происходила нужная группировка данных.

Система БЭСТ не устраивала бухгалтеров прежде всего тем, что в ней очень трудно было отследить последовательность первичных документов и связи между ними, не было возможности быстро изменить печатные формы документов. Кроме того, отдел закупок не мог получать из системы полную оперативную информацию о том, сколько и какого товара надо закупить, а сколько есть в наличии на складе.

Такая информация в системе БЭСТ присутствовала, но в разрозненном виде. Менеджерам по закупкам приходилось просматривать каждую товарную карточку по нескольку раз в день, чтобы не ошибиться в количестве заказываемого товара, что при нашем ассортименте крайне неудобно и неэффективно.

Доступ к карточке спецзаказного товара менеджеров отдела продаж в системе БЭСТ никак не регламентировался и сами карточки не помечались, поэтому наши сотрудники могли выписать товар, который закупить невозможно.

Потребности бизнеса и их мотивация

Наиболее логичным способом решения проблем представлялось внедрение такой системы автоматизации учета, которая позволила бы обеспечить четкое взаимодействие всех служб компании: отдела продаж, закупок, бухгалтерии и службы доставки. Большое значение придавалось и аналитическим возможностям новой системы, другими словами, помимо оперативного учета текущих событий нам необходимо было получать отчеты с возможностью настройки под определенные потребности анализа. А при учете взаимоотношений с клиентами важной для нас была возможность анализировать удовлетворенность клиента по каждой сделке.

Полноценный управленческий учет (управление затратами и доходами компании путем их строгого учета и анализа), по нашему мнению, должен строиться на строгом документировании всех операций, начиная от продажи-закупки товара и заканчивая общехозяйственными затратами компании. Это позволит получать своевременную и достоверную информацию о затратах и результатах работы компании за определенный период времени.

Не менее важен и детальный анализ, включающий показатели работы отдельных подразделений и далее – вплоть до каждого сотрудника.

Благодаря такому управленческому учету будет видна общая картина нашей работы и понятно, где необходимы доработки. Главное – мы должны располагать данными для планирования своих дальнейших действий. На этом основании мы выработали следующие основные требования, предъявляемые к системе автоматизации:

  • единое информационное поле для всех подразделений компании;
  • оперативный контроль руководителем действий всех сотрудников и состояния текущих бизнес-процессов;
  • гибкая система настроек аналитических отчетов.

Наиболее близким к нашим потребностям оказалось решение фирмы «1С» – «Управление торговлей 8.0». В этой программе нас привлекло еще и то, что она позволяет вести оперативный учет и управление не только торговыми, но и складскими и финансовыми операциями.

Поскольку, на наш взгляд, альтернативы программам фирмы «1С», которая сегодня если не монополист, то по крайней мере безусловный лидер среди разработчиков систем автоматизации, не существует, как такового тендера мы не проводили. Важное значение для нас имела большая сеть партнеров фирмы «1С». Мы могли выбирать среди множества фирм 1С франчайзи наиболее серьезную и надежную.

Нам были предложены два решения от фирмы «1С»: «1С:Торговля и Склад 7.7» и «1С:Управление торговлей 8.0». Одной из главных причин выбора «1С:Управление торговлей 8.0» стало наличие в этой конфигурации модуля управления взаимоотношений с клиентами (CRM), который объединял в себе возможности наших двух предыдущих программ.

В качестве поставщика новой информационной системы был выбран внедренческий центр «1С:Бухучет и Торговля». Немаловажную роль в выборе поставщика сыграло то, что система менеджмента этой компании сертифицирована на соответствие международному стандарту качества ISO 9001:2000.

Сформированное предложение

Перед специалистами по автоматизации мы сформулировали следующие основные задачи по настройке системы в соответствии с особенностями бизнес-процессов компании «Арго-С»: автоматизация каждого рабочего места с учетом пожелания пользователя и обеспечение эффективного взаимодействия всех пользователей системы. В этом мы надеялись увидеть решение упомянутой выше проблемы, связанной со спецзаказными позициями, которые невозможно отнести к какому-то конкретному отделу, поскольку в процессе «заказ покупателя – заказ поставщику – доставка» участвуют все службы компании.

Специалисты фирмы по внедрению провели анализ бизнес-процессов нашей компании, по итогам которого был предложен вариант конфигурирования системы с учетом нашей специфики. Например, специально для нас разработана система оперативного (в течение дня) оформления заказов поставщикам, благодаря которой в процессе работы менеджеры по закупкам, не просматривая все карточки товара, как это было раньше, видят, сколько и какого товара они должны заказать.

Для работы со спецзаказными позициями в системе реализован ряд инструментов, которые позволяют сохранять историю контактов между менеджерами по закупкам и продажам, устанавливать запрет на продажу некоторых товарных позиций, а также жестко систематизировать резервирование товаров под конкретные заказы покупателей. Последний пункт особенно для нас важен, поскольку иногда товар уходит со склада практически «с колес», и при прежней системе автоматизации бывали случаи «перехвата» товаров менеджерами друг у друга и как следствие возникали проблемы с клиентами из-за превышения сроков доставки.

Процесс внедрения

Процесс внедрения любой информационной системы не обходится без трудностей, а процесс перехода с одной информационной системы на другую еще и психологически сложен. Одна из проблем заключалась в большом объеме первоначальной информации, который необходимо было внести в систему до начала работы. От переноса данных из старых информационных систем решили отказаться. С одной стороны, перенос существующих данных значительно сократил бы затраты на ввод первоначальных данных о контрагентах и товарах, но с другой – создал бы некоторые проблемы.

Например, при переносе карточек товара из БЭСТ вместе с работающими карточками были бы перенесены и неработающие, что привело бы к «засорению» новой базы. С переносом контрагентов сразу из двух систем тоже возникали трудности, поскольку наименования клиентов в Sales Expert и БЭСТ не всегда совпадали. А это значит, что после переноса данных весь список клиентов пришлось бы тщательно перепроверять, и вполне возможно, что затраты труда на эту операцию оказались бы намного больше, чем затраты на ввод данных о клиентах «с чистого листа».

Поскольку большинство сотрудников компании «Арго-С» являются опытными пользователями, освоение новой платформы проходило довольно быстрыми темпами.

Непосредственно перед вводом системы в эксплуатацию было проведено несколько пробных запусков, смоделированы наиболее сложные рабочие ситуации. Тестирование не выявило никаких серьезных сбоев в работе системы, и было принято решение о подключении к ней всех отделов компании, автоматизация которых была предусмотрена проектом.

Конечно, в первые несколько недель сотрудники «Арго-С» еще не очень уверенно ориентировались в новой системе. Нам очень помогло то, что в офисе компании в этот период постоянно присутствовал специалист поставщика программного обеспечения. Сегодня, по истечении нескольких месяцев, система полностью освоена всеми пользователями.

Результаты

Говорить о прибыли от внедрения системы спустя пять месяцев после запуска, видимо, несколько рано, поскольку полный цикл для финансового анализа – год, и сейчас нам еще не с чем сравнивать. Однако не скрою, что первые результаты видны уже сейчас. Благодаря возможностям системы, а именно доступу всех заинтересованных специалистов к оперативным данным по текущим событиям, более четкому распределению ответственных лиц за те или иные операции, повышению скорости закупок товаров и доставки их заказчику, наша компания на порядок увеличила скорость обслуживания клиентов, что, безусловно, отразится на увеличении годового оборота.

Более точно стала планироваться загрузка склада, мы избавились от излишнего запаса неходовых позиций, что в свою очередь позволило пустить освободившиеся средства в оборот. С помощью настройки параметров отчетов я имею возможность контролировать работу всех сотрудников компании.

Например, теперь менеджер по закупкам не станет игнорировать заявку менеджера по продажам (в том числе по спецпозициям) и не сможет откладывать заказ товара «на потом», потому что все заявки и ответственные за их исполнение лица отражаются в системе.

Мы получаем и анализируем информацию о состоянии дел по следующим интересующим нас параметрам:

  • объемы продаж компании за определенный период (как в целом, так и по каждому менеджеру);
  • степень оборачиваемости товаров;
  • затраты компании за период (по статьям затрат и по отделам);
  • число контактов менеджеров по продажам за период и их эффективность.

Мы знаем остатки товаров, количество товара, находящегося в резерве. А главное – мы можем получить нужную нам информацию в любой момент времени, что особенно важно в условиях высокой конкуренции.

Мы считаем, что инвестиции на внедрение новой информационной системы экономически оправданы, поскольку они могут считаться платой за полную экономическую прозрачность и ежедневный контроль за работой подразделений и отдельных сотрудников l

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Альмир Марданов, генеральный директор компании WinPeak International

Необходимо отметить, что в статье рассмотрена автоматизация работы только отдела продаж, причем преимущественно в части управленческого учета, с точки зрения понятий товар, склад, заказ. Если брать классический CRM-подход в целом и соответствующие CRM-системы, то в них бизнес рассматривается в первую очередь с точки зрения клиента и взаимоотношений с ним. Соответственно внедрение CRM-стратегии вовлекает самые разные службы компании, как сбытовые, так и маркетинговые, сервисные. Рассматривается целый комплекс понятий из категории привлечения и удержания клиентов, таких как интеграция всех каналов связи, мотивирующие воздействия, опросы, эксклюзивный сервис и другие. В соответствии с показателями удовлетворенности клиентов строятся и бизнес-процессы компании. С сожалением выделю замечание о том, что компания не проводила тендер и не исследовала рынок. Возможно, если бы даже она, в конечном счете, остановилась на решении, которое было выбрано, у ней бы в ходе данного анализа появились новые понимание и идеи относительно построения и автоматизации бизнеса в рамках CRM-стратегии в целом

Начать дискуссию

Маркетплейсы

Продавцам стало проще сотрудничать с Wildberries. Не без помощи ФАС

Теперь продавцы на Wildberries смогут зафиксировать стоимость логистики и хранения товаров на 60 или 90 дней, им не придется платить штрафы «За другие нарушения».

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Российский суд арестовал активы Deutsche Bank, Commerzbank и UniCredit

Иски подала «дочка» «Газпрома».

ФНС: 95% льгот по налогам на имущество предоставляют без заявлений

Больше 5 лет ФНС применяет проактивный он же беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот по налогам на имущество физических лиц.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Общество

СФР отчитался о бесплатных проездных билетах до места лечения

Социальный фонд предоставляет право бесплатного проезда до места лечения. Электронные проездные получили уже 41,1 тысяч человек.

Каким бизнесом лучше всего заниматься?

Как вы выбираете бизнес-нишу? Много лет работая с разными бизнесменами и опираясь на свой предпринимательский опыт, я пришел к таким выводам.

НДФЛ

Не получится полностью получить компенсацию за утечку персданных

Операторы персональных данных, которые допустили их утечку и компенсируют ущерб пострадавшим, обязаны исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с таких выплат.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🔥 Акция «Жаркие скидки в любую погоду»! Самые горячие онлайн-курсы «Клерка» за 4 290 рублей до 20 мая

Мы предлагаем самые выгодные цены на онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, УСН, ВЭД, финмоделированию, ФСБУ и бухгалтерии с нуля. Только до 20 мая их можно купить за 4 290 рублей!

Криптовалюта

Лучшие платформы в спб для обмена наличных на USDT

Москва и Санкт-Петербург – города, где можно без проблем обменять USDT. Причем, многие обменники принимают как наличные рубли, доллары и евро, так и крипту*! Все лучшие криптообменники в СПБ имеют свои офисы и обслуживают клиентов в индивидуальном порядке – при личной встрече. Где находятся эти офисы, и как через них совершать крипто-сделки?

Лучшие платформы в спб для обмена наличных на USDT
Маркетплейсы

На Авито появляется новый функционал для продавцов, который ранее был у покупателей

Пока функция отзывов продавцов на покупателей работала в тестовом режиме, но до конца мая такая возможность появится у всех пользователей в категории «Товары».

Госзакупки

Расширят административную ответственность за предоставление недостоверных сведений в закупках

ФАС продолжает работу над инициативой введения в КоАП административной ответственности за предоставление недостоверных сведений в закупках.

Инвестиции

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

На бирже намечается реальная движуха, и я не про IPO Светофора. Доллар вплотную приблизился к желающим купить его по 90, индекс Мосбиржи обновил годовой максимум, а бедным московским инвесторам придётся богатеть, чтобы инвестировать в бетон. Квартиры меньше 28 метров под запретом!

Бан микроквартир в Москве, годовой хай индекса, крипта растёт. Дивиденды, новые облигации, IPO и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024

Объявлены проекты-номинанты премии Best Office Awards 2024. Награждение победителей премии состоится 31 мая в MTC Live Hall финале форума

Офис Клерка номинирован на премию Best Office Awards 2024
3
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Алексей Иванов рассказал как блог на Клерке помог компании «Мое дело» выйти из кризиса. В костюме фирмы Adidas

Стратегии монетизации контента на платформе «Клерк» с использованием вебинаров, рассылок и лит-магнитов.

2
Банки

Покупка жилья в кредит станет более быстрой

Чтобы застройщики быстрее получали финансирование, а участники долевого строительства тратили меньше времени на посещение банков, депутаты предложили разрешить при покупке жилья открывать эскроу-счета удаленно.

Инвестиции

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня

«Можем повторить!» — сказали ребята из «А класс капитал» и решили, что пора выводить на биржу новый фонд. С названием долго не думали. Был ПНК-Рентал для всех, а будет Рентал ПРО для квалифицированных инвесторов. Был фонд с пассивным управлением, а будет фонд с активным управлением. Собрал известную информацию и свои мысли по новому фонду.

Инвестиции в недвижимость: новый ЗПИФ Рентал ПРО от создателей ПНК-Рентал. IPO в конце мая – начале июня
Мошенничество

В сервис заказа такси встроили азартные игры

Злоумышленники использовали агрегатор такси и проводили через него незаконные операции, связанные с выигрышами на ставках и в онлайн-казино.

Криптовалюта

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция

Биткоин, Эфир, USDT и другие криптовалюты – отличный способ инвестировать в 2024 году. Сегодня ими пользуются не только крипотрейдеры, но и новички. Многие считают, что купить криптовалюту сложно и непонятно, поэтому отказываются от вложений. К счастью, это не так, и сегодня купить криптовалюту в России так же просто, как обменять рубли на доллары или евро!

Как и где купить криптовалюту пошаговая инструкция
Трудовое право

Роструд назвал основные правовые особенности сезонной работы

По Трудовому кодексу есть особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах.

Банки

Исламский банкинг будет интересен 90 тысячам компаний

По оценкам Сбера, к 2030 году 30% населения будут составлять мусульмане. Услуги банка, которые не противоречат нормам шариата, заинтересуют 5 млн человек.

Интересные материалы

Вопросы официального трудоустройства иностранных специалистов. Общая методичка

В рамках указанной статьи вы сможете узнать об основных этапах и нюансах, связанных с официальным трудоустройством иностранных специалистов.