Интернет и IT

Искусственный интеллект способен предотвращать массовое мошенничество в компаниях

Внедрение в компаниях электронных BI-систем периодически открывает их руководству глаза на неизвестные доселе факты.

Внедрение в компаниях электронных BI-систем (BI - от слов Business intelligence, бизнес-аналитика) периодически открывает их руководству глаза на неизвестные доселе факты. Об этом корреспонденту Клерк.Ру Сергею Васильеву рассказал директор департамента аналитических систем компании «Микротест» Сергей Борисов.

"Рынок в основном по-прежнему воспринимает бизнес-аналитику лишь как дорогую и продвинутую систему отчетности, - посетовал Борисов. - В то время как потенциал BI-систем гораздо более широк. 7 из 10 компаний, которые их внедрили, в первые же месяцы обнаруживают упущенную выгоду или необоснованные расходы". К примеру, руководство одного из заказчиков "Микротеста" - крупного производителя продуктов питания, очень быстро обнаружило, что теряет слишком много выручки из-за некорректного применения системы скидок.

"Компания отгружает торговым сетям продукцию с очень небольшим сроком годности, - пояснил Борисов, - в связи с чем была выстроена скидочная политика: чем меньше до конца срока, тем дешевле товар. После внедрения BI-системы было обнаружено, что в реальности выручка от поставок этого товара на 35% меньше, чем могла бы быть при точном соблюдении нормативов. То есть прежде сотрудники раздавали скидки слишком широко".

В свою очередь, сеть розничной торговли, продающая товары для детей, обнаружила манипуляции продавцов с ассортиментом, участвующим в маркетинговых акциях. "Вообще-то система была призвана дать руководству сети возможность отслеживать в онлайне продажи товара, который поставщики сдавали на реализацию, - говорит Сергей Борисов. - Гендиректору было важно видеть, какие партии на этот час уже реализованы, а с оплатой каких еще можно подождать".

Попутно система позволила отследить количество возвратов товара в магазины. Выяснилось, что среднестатистический уровень возврата - 3%, при проведении маркетинговых акций, когда покупатели набирали больше товара, чем обычно - 7%. Но внезапно обнаружилось, что в 4 магазинах уровень возврата доходит 20%, а в одном - и вовсе до 40%. "То есть кассир не информировал покупателя об акции, а после его ухода оформлял возврат, пробивал чек со скидкой, действующей во время акции, и присваивал разницу", - объясняет Борисов. Удалось взять под контроль и ситуацию с бонусными картами. По статистике, в зависимости от сезона количество покупок на каждую карту колеблется от 1,1 до 1,3 вещи в неделю. Если система показывает, что в каком-то из магазинов показатель существенно поднимается, это становится поводом для служебного расследования. 

Начать дискуссию