Непраздный вопрос. Откуда берутся НЕфункциональные задачи?

В предыдущей статье «Функциональные и НЕфункциональные задачи» я рассказал про НЕфункциональные задачи и про то, что с ними надо бороться. А чтобы понять, как это делать, надо разобраться, откуда они берутся? Как они возникают?
Непраздный вопрос. Откуда берутся НЕфункциональные задачи?

Не искал бы в селе, а искал бы в себе

В предыдущей статье «Функциональные и НЕфункциональные задачи» я рассказал про НЕфункциональные задачи и про то, что с ними надо бороться.

А чтобы понять, как это делать, надо разобраться, откуда они берутся? Как они возникают?

Это весьма непраздный вопрос, учитывая, что НЕфункциональные задачи влекут нерациональное расходование ресурсов, увеличение затрат и, как следствие, снижение производительности интеллектуального труда, а их доля, как правило, неуклонно и самопроизвольно стремится к возрастанию.

Ответ на этот вопрос необходим, чтобы выработать механизмы противодействия появлению и росту НЕфункциональных задач в общем потоке задач организации.

НЕфункциональные задачи порождаются внутри организации — её сотрудниками, включая руководителей.

Одни порождают НЕфункциональные задачи умышленно, другие — не умышленно, не намереваясь нанести вред. Умышлено больше там, где много политики. Чаще не умышлено.

НЕфункциональные задачи обычно являются следствием:

  • не профессионализма,

  • благих намерений,

  • личных интересов.

В случае непрофессионализма часто НЕфункциональные задачи возникают:

  • из-за недостаточности квалификации в области обоснования причинно-следственных связей. Когда выстраиваются планы, плохо прорабатывается алгоритм их реализации, то есть последовательность выполнения задач. Слабо анализируются причинно-следственные связи, чтобы понять, что и от чего зависит, чтобы осознать, что и зачем нужно сделать. В результате работу начинают, как говорится, не «с того конца». Делают, тратят время, ресурсы и приходят к тому, что надо было начинать с другого, что всё равно упёрлись в это — другое. Таким образом, многие выполненные задачи оказались НЕфункциональными для текущего периода времени.

  • из-за не умения так изменять и создавать системы и процессы, чтобы не надо было осуществлять огромное количество задач из области контроля, учёта и отчётности, сбора информации. Нередко руководители в систему и процессы закладывают различные завороты на выполнение задач из области контроля, учёта и отчётности, сбора информации. Например, вставляют в процесс задачи по визированию договоров, согласованию их с массой подразделений, или дают кучу поручений типа, собрать сведения о том-то, или о том-то, составить раз в неделю отчёт такой-то или такой-то и т.д. Масса этих задач, как правило, на самом деле является НЕфункциональными задачами. Они нас к цели никак не продвигают, а время отнимают и ресурсы занимают. Совершаемый объём этих задач часто недооценивается. А если приглядеться, то во многих организациях сотрудники то и дело половину своего рабочего времени то визируют и согласовывают различные документы, то составляют какие-либо отчёты, то вносят информацию в какие-нибудь базы данных и системы. А это время можно было бы потратить на выполнение функциональных задач.

  • из-за незнания руководителями того, что надо делать. Не зная, что нужно делать реально, руководитель начинает загружать людей любыми задачами, лишь бы они были заняты, а он мог показать какую-то деятельность. Совершение этой ИБД — Имитации Бурной Деятельности — это и есть выполнение НЕфункциональных задач. Это тоже очень распространённое явление, которое, на мой взгляд, также недооценивается.

Далее вспоминается фраза «благими намерениями — дорога в ад». В ситуации благих намерений, не редко, люди выполняют НЕфункциональные задачи:

  • когда они начинают полагать, что они на местах видят ситуацию лучше, чем руководители, и начинают действовать по своему усмотрению. Например, рассуждают так, мы здесь внизу лучше видим, что нужно клиенту, поэтому будем делать так, как считаем нужным и то, что считаем нужным. Но, часто, это не соотносится с целями и задачами организации, с отлаженными процессами и в результате делается не то, что нужно было делать и/или не так как надо было делать.

  • когда не получают ценных указаний сверху и начинают сами себя загружать и определять для себя задачи и приоритеты. Ответственные сотрудники не могут сидеть без дела, они чувствуют себя не уютно. Когда их не грузят задачами, они начинают придумывать себе их сами, исходя из своего видения ситуации. Это видение может совершенно не совпадать с целями организации. В результате эти люди могут загрузить себя сами НЕфункциональными задачами.

В отдельных случаях выполнение НЕфункциональных задач продиктовано сугубо «шкурными» интересами людей, работающих в организации.

Преследуя личные интересы:

  • одни лоббируют свои задачи, чтобы заработать деньги себе, а не организации;

  • другие, чтобы их заметили;

  • третьи, чтобы реализовать свои амбиции;

  • четвёртые, чтобы получить нужный им, а не организации опыт;

  • пятые, чтобы казаться нужными и полезными;

  • шестые, чтобы быть занятыми — быть при деле;

  • седьмые, чтобы навредить, отвлечь ресурсы и время;

  • и т.д.

Иногда это делается не осознанно, а часто вполне осознанно.

Обычно, вся совокупность НЕфункциональных задач в организации является следствием как не профессионализма, так и благих намерений, и личных интересов одновременно.

И довольно трудно рассортировать НЕфункциональные задачи по частным причинам их возникновения. Я бы сказал невозможно.

Но этого и не нужно делать.

Что нам даёт знание того, что явилось частной причиной появления НЕфункциональных задач? Ничего.

НЕфункциональные задачи сами по себе — проблема. Независимо от частных причин их порождающих.

Если система будет позволять, а более того провоцировать, то НЕфункциональные задачи будут появляться неизбежно, хотим мы этого или нет.

Борьба с ними, без изменения и совершенствования системы — это «борьба с ветряными мельницами». Бесполезна.

НЕфункциональные задачи — это следствие общих[1], а не особых причин[2]. То есть проблема не в людях, а в системе.

Здесь я сошлюсь на авторитетное мнение Эдвардса Деминга:

  • «Исходя из собственного опыта, я могу дать следующую оценку для большинства проблем и возможностей улучшений: 90% проблем принадлежит системе (ответственность менеджмента); 6% проблем — особые»[3].

  • «Никакой контроль и никакой уровень профессионального мастерства не смогут побороть фундаментальные дефекты системы»[4].

  • «Любое существенное улучшение должно быть следствием изменений в системе, за которые ответственен менеджмент»[5].

  • «Для совершенствования системы требуется не вмешательство, а её фундаментальное изменение»[6].

Это говорит о том, что для устранения НЕфункциональных задач, для уменьшения их доли и влияния на производительность интеллектуального труда, надо изменять систему управления потоком задач. И делать это должны руководители, а не сотрудники.

При этом править систему надо так, чтобы она не позволяла навязывать организации или провоцировать НЕфункциональные задачи. И считаю, что внедрение системы УПЗ, описанной в моем блоге, как раз и есть такая правка.

Эта правка позволит так отстроить систему, чтобы исключить основные дефекты, приводящие к появлению НЕфункциональных задач, создающие условия для их возникновения. Кроме того, она откроет возможности для дальнейшего непрерывного совершенствования системы[7].

Ведь, на самом деле борьба с НЕфункциональными задачами — это постоянное совершенствование процесса «менеджмент», то есть — Управления Потоком Задач. Аналогично борьбе с потерями и браком в физическом производстве.

Когда мы чётко понимаем и принимаем, что управление потоком задач — это процесс «менеджмент», а НЕфункциональные задачи — потери этого процесса, то мы понимаем, как построить непрерывное совершенствование процесса «менеджмент», выполняя цикл Деминга (PDCA) и измеряя показатели процесса — статистику по задачам, в том числе по доле и динамике НЕфункциональных задач. Статистика по НЕфункциональным задачам позволит достаточно однозначно и конкретно оценивать потери процесса «менеджмент» и обеспечит постоянство цели совершенствования оного процесса.

С уважением к Вам и Вашему делу, Мотаев Александр

Обсудить эту и другие статьи блога вы можете в нашем Telegram-канале "Управление потоком задач".

[1] — Общие причины — это дефекты системы (системные дефекты), то есть дефекты, обусловленные недостатками в самой системе, определяются системой, зависят от того, как система была спроектирована и построена, заложены в неё. Устранить общие причины можно только путём изменения и совершенствования системы.

[2] — Особые (специальные) причины — это дефекты, НЕ связанные с системой (внесистемные дефекты), а связанные с преходящими, быстротечными событиями, возникающими из источников, находящихся вне системы, мешающие работе системе в нормальном её режиме.

[3] — Стр. 278 «Общие и особые причины вариабельности и возможности улучшений. Стабильная система». «Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами». Эдвардс Деминг. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 370 с. ISBN 978-5-9614-0567-5

[4] — Стр. 279 «Общие и особые причины вариабельности и возможности улучшений. Стабильная система». «Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами». Эдвардс Деминг. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 370 с. ISBN 978-5-9614-0567-5

[5] — Стр. 275 «Общие и особые причины вариабельности и возможности улучшений. Стабильная система». «Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами». Эдвардс Деминг. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 370 с. ISBN 978-5-9614-0567-5

[6] — Стр. 288 «Общие и особые причины вариабельности и возможности улучшений. Стабильная система». «Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами». Эдвардс Деминг. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 370 с. ISBN 978-5-9614-0567-5

[7] — Подробнее об этом в статье «Элементы ТУЗ, защищающие организацию от НЕфункциональных задач» в разделе «Диспут по менеджменту — по управлению потоком задач».

Начать дискуссию

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Начиная с релиза 1С:БП 3.0.114.23, в программе появился функционал, который позволяет загружать отчеты из маркетплейсов Ozon и Wildberries. Для WB загрузка данных доступна из табличного документа Excel, а также с помощью интеграции с личным кабинетом. Для площадки Ozon интеграцию с личным кабинетом добавили, начиная с релиза 3.0.126.

Как загрузить отчеты о продажах с WB и OZON в 1С:Бухгалтерия

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Начался эксперимент по маркировке силовых кабелей

7 из 16 образцов кабелей и проводов не соответствуют требованиям ГОСТ по качеству и безопасности, поэтому власти проводят эксперимент по маркировке этой продукции.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ

С принятием нового порядка обучения у работодателей появилась новая обязанность: помимо проведения внутреннего обучения еще и занесение сведений об обученных в реестр Минтруда.

Обязательная регистрация работодателя в системе ЕИСОТ
Лучшие спикеры, новый каждый день

Свежая вакансия: «Союзмультфильм» ищет бухгалтера по производству

Компании нужен специалист, который знает основные положения бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов.

Дарим топовый онлайн-курс «Бухгалтер маркетплейсов - 2024» с подпиской «Клерк.Премиум»

При покупке подписки «Клерк.Премиум» от полугода вы получаете наш флагманский курс «Бухгалтер маркетплейсов - 2024: учет, налоги, 1С» бесплатно!

Управлять согласиями на свои персональные данные можно будет на Госуслугах

Выдавать и отзывать согласия на передачу и обработку персональных данных разрешат в личном кабинете на Госуслугах.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как создать онлайн-курс в формате SCORM

Для онлайн-курса нужны учебные материалы, программа для их создания и платформа, где пользователи будут читать лонгриды и выполнять задания. Со временем компания может перейти на платформу для обучения с более дешевым тарифом или дополнительными функциями. Чтобы файлы открылись в новой системе, лучше изначально упаковать курс в специальный формат — SCORM.

Как создать онлайн-курс в формате SCORM

Как на ЕСХН учесть получение субсидии на развитие сельского хозяйства

Развитие сельского хозяйства сегодня — одно из приоритетных направлений государства. Для этого сельхозпредприятиям оказывается поддержка из бюджета в виде льготного кредитования, различных грантов, субвенций, субсидий. Рассказываем, как плательщикам ЕСХН учитывать полученные субсидии.

Как на ЕСХН учесть получение субсидии на развитие сельского хозяйства

Самозанятым просят сохранить налоговую ставку до 2028 года

«Опора России» считает, что после реформы в налоговой системе ее параметры надо зафиксировать на 6 лет, а права самозанятых не менять. Это сохранит доверие к государству.

👔 Минфин донастроит специальные налоговые режимы для малого бизнеса + предположение эксперта, чего ждать

Чтобы компании перестали прибегать к дроблению бизнеса, власти создадут малым предприятиям специальные условия. Им будет выгодно переходить в категорию средних.

Расширен функционал Цифрового профиля

Гражданам и бизнесу теперь доступно еще больше услуг, которые они могут получить в Цифровом профиле.

Центробанк запустил акцию по обмену монет

Мелкие монеты можно в течение недели сдать в банк и получить бумажные купюры или зачислить эти средства на счет без комиссий.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Власти субъектов РФ смогут ограничивать долю торговых сетей

Сейчас для торговых сетей установлен 25%-й порог присутствия в регионе. По мнению Минпромторга, региональные власти должны сами определять долю торговых сетей на местах.

Как автоматизация бизнес-процессов создает условия для роста компании

Для растения необходимы питательные элементы в почве, вода и солнечный свет. Для роста компании тоже требуется несколько условий, среди которых — хорошая организованность. Именно в этом помогает система управления бизнесом, автоматизирующая рутинные процессы, делающая работу прозрачной. Рассмотрим, что такое автоматизация бизнес-процессов, каковы ее возможности и преимущества, как внедрить в компанию.

Как автоматизация бизнес-процессов создает условия для роста компании

Регионам спишут долги перед федеральным бюджетом

Региональным бюджетам простят две трети догов. Средства пойдут на инвестиции и развитие местной инфраструктуры.

Какие знания нужны бухгалтеру, чтобы вести учет на ОСНО без ошибок — коллекция курсов «Супер-ОСНО» за 7 490 рублей!

В коллекцию онлайн-курсов мы включили самые сложные темы, с которыми сталкивается бухгалтер при работе на общей системе налогообложения — отчетность по актуальным правилам, расчет НДС, учет в 1С, составление декларации, налог на прибыль и т. д. Учитесь с выгодой! Купите коллекцию из трех курсов за 7 490 рублей!

Роструд: можно в декрете работать по совместительству

Действующее законодательство не запрещает трудиться по совместительству во время отпуска по беременности и родам на основной работе.

Какие знания нужны бухгалтеру, чтобы вести учет на ОСНО без ошибок — коллекция курсов «Супер-ОСНО» за 7 490 рублей!

В коллекцию онлайн-курсов мы включили самые сложные темы, с которыми сталкивается бухгалтер при работе на общей системе налогообложения — отчетность по актуальным правилам, расчет НДС, учет в 1С, составление декларации, налог на прибыль и т. д. Учитесь с выгодой! Купите коллекцию из трех курсов за 7 490 рублей!

Какие знания нужны бухгалтеру, чтобы вести учет на ОСНО без ошибок — коллекция курсов «Супер-ОСНО» за 7 490 рублей!

Совет Федерации может отнять у маркетплейсов льготы по НДС

Чтобы уравнять конкуренцию между маркетплейсами и представителями розничной торговли, Совфед решил отменить для онлайн-торговли льготы по НДС.

Интересные материалы

Глава Минфина: изменения в налоговой системе сократят неравенство

Прогрессивное налогообложение коснется только тех, у кого высокие доходы. Для семей с двумя и более детьми предложат дополнительные вычеты по НДФЛ.