Как помочь бизнесу защититься от потребительского терроризма?

Несколько рекомендаций - как защититься от потребительских исков и усилить свои позиции в судебных спорах с потребителями
Как помочь бизнесу защититься от потребительского терроризма?
Иллюстрация: Dmitry Egorov/pexels

Нередко клиенты приходят ко мне с проблемой роста потребительских исков, что влечет за собой увеличение финансовой нагрузки, связанной с выплатой компенсаций, штрафов и неустоек потребителям.

С каждым годом количество судебных исков и суммы выплачиваемых компенсаций растут. Потребители становятся более грамотными, нанимают опытных юристов и хотят взыскать с бизнеса как можно больше денег.

И здесь на поверхности, в первую очередь, всегда стоит задача грамотно выстроить судебную работу, чтобы максимально защитить компанию клиента и как минимум снизить сумму выплаты.

Но судебная защита по многочисленным искам – это уже процесс тушения пожара, а не работа с причинами возгорания.

Когда мы спрашиваем клиента, какие у него существуют меры и бизнес-процессы по снижению количества исков, то часто получаем ответ, что внутренних мер особо нет, все решается по случаю, нет ответственных лиц и внутренних процедур.

Ситуация усугубляется еще и тем, что действующий в России Федеральный закон «О защите прав потребителей» является одним из самых жестких в мире и предусматривает множество гарантий именно в отношении потребителей.

Собрав опыт работы с различными клиентами по потребительским спорам, мы подготовили несколько простых рекомендаций – как бизнесу лучше защититься от потребительских исков и усилить свои позиции в судебных спорах с потребителями. 

Что такое «потребительский терроризм»?

Термин «потребительский терроризм» не определен на законодательном уровне. На практике его можно охарактеризовать как злоупотребление потребителем своими правами в целях получения необоснованной выгоды от производителей (продавцов) товаров и услуг, а также манипулирование законодательством в корыстных целях.

Как это реализуется на практике?

Действующие нормы закона позволяют предъявить к производителю или продавцу товаров и услуг в определенных случаях не только требование о возврате полной суммы товара, но также дополнительно неустойки и штрафы, размер которых является внушительным. Помимо прочего, потребитель вправе заявить требование о компенсации всех сопутствующих расходов: на эвакуацию автомобиля, проведение экспертизы, расходы на юристов и проч. В итоге общая сумма иска может превышать стоимость товара в несколько раз.

Ряд потребителей осознает данные размеры неустоек и штрафов и при предъявлении претензий часто преследуют цель получить максимальную денежную компенсацию, а не устранение поломки товара или его замену.

Чтобы обезопасить бизнес от потребительского терроризма, мы рекомендуем компаниям и предприятиям следовать ряду рекомендаций.

Знание закона – сила!

Первый шаг на пути снижения рисков – изучить Закон «О защите прав потребителей». Какими правами обладает покупатель товара, какие обязанности возложены на продавца, в какие сроки продавец обязан отреагировать на претензию, устранить недостатки товара, выплатить денежную компенсацию и другие условия.

Многие компании совершают ошибки при работе с претензиями просто потому, что не обладают достаточными знаниями о нормах законодательства и о тех штрафных санкциях, которые могут возникнуть в результате подобных ошибок. А ведь во многих случаях спорную ситуацию с недовольным покупателем возможно урегулировать мирным путем без суда и с минимальными финансовыми потерями.

Стоит также ознакомить штат сотрудников с основными нормами закона, ведь именно ваш персонал взаимодействует с потребителями и должен знать, как правильно себя вести при получении претензий и при взаимодействии с покупателями. Проведите несколько тренингов, чтобы сотрудники могли отработать основные правила на практике.

Эффективным будет являться также разработка внутренней процедуры по обработке претензий для сотрудников компании.

Полная информация о товарах и услугах при продаже

Чтобы избежать исков потребителей в будущем, мы рекомендуем всем нашим клиентам еще на этапе продажи предоставлять покупателям полную и достоверную информацию о продаваемых товарах и услугах.

Составьте правильно этикетки для товаров, разработайте грамотный договор купли-продажи или онлайн договор-оферту для сайта, если речь идет о продаже онлайн.

Стоит избегать рекламу, которая заведомо вводит потребителя в заблуждение, обещает товар с беспрецедентной скидкой или по акции. При этом такого товара у вас даже нет в наличии.

Здесь главная рекомендация – создавайте честную и достоверную рекламу. Опытные юристы в сфере рекламы всегда подскажут как оформить рекламу и при этом не нарушить законодательство. Сделайте грамотный дисклеймер к рекламе, который раскрывает все необходимые условия о покупке товаров или услуг.

Данная рекомендация поможет не только снизить количество претензий от покупателей, но и снизит риск нарушения Закона «О рекламе» и получения административных штрафов в связи с такими нарушениями.

Надежная гарантийная политика и условия возврата

Заранее продумайте свою гарантийную политику, распишите бизнес-процессы, включите необходимые условия в договор купли-продажи (оферту).

Одной из причин подачи иска потребителем является неадекватная гарантийная политика, непредоставление потребителю вовремя обратной связи по обращению, игнорирование претензии потребителя.

Мы рекомендуем продавцам товаров и услуг прописывать в договоре и на сайте прозрачные и понятные правила гарантийной политики, а также процедуру возврата товара с указанием сроков и контактных данных.

Это позволит продавцу держать под контролем претензии потребителей еще на самой ранней стадии до обращения в суд. Есть все шансы урегулировать большинство таких претензий в досудебном порядке. Это существенно сократит расходы продавца.

Четко-выстроенный документооборот

Если речь идет о торговле офф-лайн, то лучше всего оформлять с покупателями договоры, акты приема-передачи, чеки и иные документы, которые возникают в ходе отношений с потребителем. Данные документы могут спасти ситуацию в будущем в случае возникновения судебного спора.

Если говорить об онлайн-торговле, то здесь важно четко прописать все условия в самой онлайн-оферте, наладить процессы электронной рассылки по заказам, онлайн-чеков и прочей важной информации в адрес покупателя. Чтобы весь процесс покупки выглядел понятным и прозрачным.

Грамотная претензионная работа с покупателями

Пропишите бизнес-процесс, а еще лучше внутреннюю процедуру по обработке претензий, чтобы каждый сотрудник знал, как себя вести при получении претензии. Назначьте ответственного сотрудника и пропишите ответственность работников по соблюдению данной процедуры.

Лучше всего выстроить процесс таким образом, чтобы ни одна претензия покупателя не осталась без внимания и была рассмотрена внутри компании. Мы рекомендуем не оставлять претензии без ответа и всегда отвечать на них письменно и с соблюдением установленных законом сроков.

По закону срок ответа на претензию составляет 10 дней, срок устранения недостатков товара – 45 дней.

Возможно, при рассмотрении претензии вы придете к выводу, что проще всего урегулировать спор мирно без суда. В этом случае важно составить и подписать с покупателем правильные документы для урегулирования претензии, чтобы у покупателя не осталась возможность для дальнейших злоупотреблений. Мы рекомендуем всегда подписывать с покупателем двухстороннее соглашение о выплате компенсации или о замене товара, в зависимости от ситуации.

Квалифицированная юридическая помощь в судебных спорах с потребителями

Иногда мы наблюдаем в суде за ситуацией, когда на судебное заседание со стороны компании вместо юриста является директор. И это лишь усугубляет ситуацию. Мало того, что бизнес в спорах с потребителями, как правило, является ответчиком и заведомо «виноват», но еще и в отсутствие юриста риски проиграть спор существенно возрастают.

Если все-таки потребитель подал против вас иск, то стоит обратиться к профессиональному юристу. Ведь именно юрист обладает знаниями законодательства и опытом ведения судебных споров.

Основной задачей опытного юриста в споре с потребителем является использовать все доступные правовые инструменты для победы в споре. А если спор заведомо проигрышный, то задача – максимально снизить сумму компенсации по решения суда. 

И здесь важно помнить, что ответчик вправе ходатайствовать о назначении судебной экспертизы, которая должна подтвердить все претензии потребителя. Кроме этого, у ответчика в судебном споре есть право заявлять ходатайство о снижении заявленной потребителем суммы неустойки и штрафа. И многие другие навыки и наработки, которые приходят лишь с опытом ведения судебных дел. Немаловажным является также ораторские навыки и возможность представлять позицию устно перед судьей.

На практике, в случае грамотно выстроенной позиции защиты суды существенно снижают суммы компенсаций по иску в пользу бизнеса. Однако, все зависит от качества работы юриста.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
10

Начать дискуссию

С 01 июля новая форма отчета о движении денег по зарубежным счетам

С 01 июля 2024 года изменится форма отчета о движении денег и иных финансовых активов по зарубежным счетам, которые готовят и подают юридические лица и ИП

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

В чем проблема прогрессивной налоговой системы в России?

Сама по себе прогрессивная налоговая система по своей сути не плохая, это нормально, когда люди, которые зарабатывают больше и платят больше налогов. Но есть 2 Но.

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Лучшие спикеры, новый каждый день

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 9 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в июне 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!
7
Инвестиции

Инвестиции в космические объекты пропишут в законе

Госдума приняла в первом чтении законопроект о государственно-частном партнерстве в сфере космической деятельности.

Трудовое право

Чем грозит неявка сотрудника на медосмотр

Работник обязан проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, другие обязательные медосмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Налог на прибыль

Все гранты на инновационное развитие освободили от налога

Компании, которые получают гранты на инновационное развитие, смогут не учитывать эти доходы при определении базы по налогу на прибыль.

Предприятия за каждого сотрудника из другого региона получат 300 тысяч рублей

Государство выделит субсидии бизнесу, который работает над крупным проектом и привлекает сотрудников из других регионов. Размер поддержки составит 12 МРОТ.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Сейчас в мире бизнеса идет война за темную и светлую сторону.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Налоговые перспективы на 2025 год. Прогрессивная шкала НДФЛ

Какими будут налоговые ставки НДФЛ в 2025 году и можно ли этот налог оптимизировать.

🚚 Грузоперевозка в страну ЕАЭС может облагаться разным НДС

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.

МСФО

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок

В данном докладе мы рассмотрим перспективы внедрения азиатских Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) на российский рынок.

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок
1
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Маркетплейсы

Цены на наушники на маркетплейсах оказались завышенными по сговору

ФАС выявила картель продавцов наушников на маркетплейсах. Продавцы общались в чате мессенджера, писали негативные комментарии конкурентам и заказывали наушники «в никуда».

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения

Набираем первый летний поток-2024 на курсы повышения квалификации и переподготовки с максимальными скидками, чтобы вы не ограничивали траты на отпуск и получили полезные знания. Начало обучения 1 июня, присоединяйтесь!

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения
2
Инвестиции

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

1 июня, значит пора защищать детей и подводить итоги мая! Ежемесячно я пишу отчёт о том, что произошло с моими инвестициями. Напоминаю: я начал копить на квартиру в Сочи в июле 2021. 35 месяцев позади. Погнали!

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

Горящие глаза, «ген предпринимательства» и Борис Мальцев 

Студенты из акселератора «БизнесКуб» КубГУ, мечтая о собственных стартапах и предпринимательских прорывах, направились на встречу с успешными бизнесменами.

Горящие глаза, 
«ген предпринимательства» и 
Борис Мальцев 
1
Бесплатно с УСН

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

При расчете налога на УСН «доходы» для фиксированных взносов факт уплаты не имеет значение, для взносов за работников — важен факт уплаты. На доходно-расходной упрощенке факт уплаты имеет решающее значение. Для подтверждения этого факта может понадобиться заявление о зачете. Смотрите в нашей таблице, когда и как можно учитывать взносы при УСН и ПСН.

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

О чем говорят бухгалтеры — топ 5 обсуждаемых тем на этой неделе. 👂«Ночной бухгалтер» № 1694

Говорили не только о реформах, обычные рабочие проблемы никуда не делись. Кто-то в Китай не может перевести деньги, у кого-то налог на УСН — выпади глаза, а у кого-то вообще счета заблокировали. Но всегда есть коллеги-спасители, которые и словом утешат, и делом помогут.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Валюта

Стартовал сезон скупки долларов

Интерес к валюте вырос в преддверии сезона отпусков, на спрос также повлияло укрепление рубля.

3

Интересные материалы

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»

Это второй сезон проекта «ТоТ еще разговор». Хочется говорить с предпринимателями об их бизнесе. Мы пригласили краснодарского предпринимателя Ивана Никитенко.

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»
3